Сделка по покупке "Аэрофлотом" 75% плюс одна акция "Трансаэро" потребует согласования ФАС, ведомство эту сделку, скорее всего, одобрит, но может вынести ряд предписаний как структурного характера, так и по отказу от ряда направлений, заявил журналистам глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев.
Он отметил, что сам в таких вопросах всегда выступает за банкротство компаний, но решение правительства по покупке "Аэрофлотом" Трансаэро" принято, и оно будет реализовано.
"Я бы предпочел, и я не раз об этом говорил, правда, не в отношении "Трансаэро", а других компаний, что лучше идти через механизм банкротства. И в обычной ситуации это было бы хорошо, потому что кредиторы получили свое удовлетворение в той части, в которой это возможно, а во-вторых, купили бы технику и маршруты не одна компания, а несколько кредиторов. И это попало бы не в одни руки, а, например, купил бы S7 — компания хорошо летает, или, например, какая-нибудь другая — "Уральские авиалинии" и так далее. В этой ситуации (с "Трансаэро") это не происходит. Нужно анализировать причины этого, и они в принципе тоже в общем-то понятны — ситуация, к сожалению, зашла достаточно далеко. И представить себе, что у нас есть 2-3 года на процедуру банкротства, которую предусматривает закон о несостоятельности, просто не представляется возможным", — описал ситуацию вокруг принятия решения о "Трансаэро" И.Артемьев.
"Я думаю, что руководители "Аэрофлота" сейчас не прыгают от счастья, потому что им предстоит очень серьезная работа по санации. И, конечно, эта работа будет нелегкой и сложной", — заметил глава ФАС.
"С точки зрения монополизации рынков и предписаний мы действительно должны дать свое согласие, поскольку порядка 50% рынка оказываются в руках "Аэрофлота". Это не трагедия, хотя это вариант для нашего предписания", — сказал И.Артемьев.
"Возможно, мы выставим структурные требования — попросим компанию "Аэрофлот" продать часть своих маршрутов, где она приобретает монопольное положение в результате слияния с "Трансаэро". Я уже предвижу ответ от уважаемого Виталия Геннадиевича Савельева (гендиректора "Аэрофлота" — ИФ) — он конечно скажет: "Ну, а за счет чего тогда мы будем санировать, за счет чего тогда будем гасить этот многомиллиардный долг, если мы самые такие вкусные монопольные куски, даже не успев взять, по вашему предписанию должны будем отдать?". Чтобы этого не происходило, за счет потребителя мы усилим надзор за ценами. Это раз. А во-вторых, возможные структурные предписания растянутся на несколько лет. Например, это можно будет делать, но в течение двух лет это надо будет продать. То есть, я не исключаю структурные требования при этой сделке", — описал логику дальнейшего принятия решения со стороны ФАС И.Артемьев.
"Но, думаю, что она (сделка — ИФ) неизбежна, потому что других спасателей таких компаний, как "Трансаэро", учитывая масштабы, нет. Либо бюджет, либо "Аэрофлот". Ну, а бюджет не должен спасать компанию, это будет еще хуже. Поэтому мотивы мне понятны", — сказал глава ФАС о перспективах одобрения этой сделки.
"Мы еще будем анализировать, какие маршруты целесообразно отдать. Для нас не секрет, что происходило на рынке в последние пару лет, в том числе с компанией "Трансаэро", поэтому у нас есть определенные аналитические материалы. Речь пойдет и о зарубежных, и о внутренних рейсах. Мы должны подойти к этой сделке, безусловно, не как к рядовой, а очень серьезной и требующей структурного анализа и, возможно, структурных требований. Ну, а поведенческие будут обязательно", — пояснил он.
"И не думаю, что мы откажем. Потому что отказать — это означало бы создать полную вакханалию не только на этом рынке, а в целом в экономике России. Поэтому примерно вырисовывается такое решение, а детально мы еще проработаем", — подытожил глава ФАС.
Как сообщалось, 1 сентября на заседании межведомственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова была поддержана возможность покупки 75% плюс 1 акция "Трансаэро" "Аэрофлотом". Позже обе компании подтвердили эту информацию.
"Деятельность "Трансаэро" будет реструктуризирована и интегрирована на операционном уровне", — сообщили "Интерфаксу" в "Аэрофлоте". Источник "Интерфакса", присутствовавший на заседании комиссии, сообщил, что совет директоров "Аэрофлота" в четверг рассмотрит вопрос о возможной санации "Трансаэро". Он же рассказал, что сумма сделки составит символический 1 рубль, а главные акционеры "Трансаэро" А. и О.Плешаковы выйдут из ее капитала и покинут руководящие посты.
"Трансаэро" сейчас находится в сложном финансовом положении. Чистый убыток компании по РСБУ в первом полугодии 2015 года составил 8,577 млрд рублей, краткосрочные заемные средства на конец отчетного периода — 45,8 млрд рублей. Общий банковский долг с начала года вырос на 3%, до 67,5 млрд рублей.
Правительство в конце прошлого года поддержало авиакомпанию, одобрив госгарантию в обеспечение исполнения ее обязательств по кредиту ВТБ на срок не менее трех лет на сумму до 9 млрд рублей.