С критикой работы Ростуризма и Минкульта и их попыток «продвинуть» внутренний туризм выступили некоторые федеральные СМИ.
По их оценке, шанс на «перезапуск туротрасли» за время закрытых главных массовых направлений – Турции и Египта, был упущен: для внутреннего туризма всё осталось на уровне красивых слов и «комичных» конкурсов на туристический бренд.
Согласно приведенной «Комсомольской правдой» оценке, несмотря на подъем внутреннего туризма на 30% в 2014 году, на 18% в 2015 году, и на 15% в 2016 году, 2017 год с «открытой Турцией» показал, что никакого существенного роста объёмов внутреннего туризма в итоге достигнуто не было. «Объем рынка внутреннего туризма сейчас не превышает 280 млрд рублей. Это всего лишь 4.8 млрд долларов. Для сравнения, Турция зарабатывает на внутреннем туризме порядка 35 млрд долларов в год», - оценивают эксперты «КП». Соответственно, вывод получается такой – единственной причиной, давший прирост внутреннего турпотока стали политические запреты, когда туристам просто некуда было деваться, а вовсе не старания чиновников. Как только туристов начали «пачками» отправлять в Турцию – отечественные курорты, например, Крым, потеряли минимум 5% турпотока.
При этом «камнем преткновения» оказалась цена, вернее – отношение к вопросу ответственных за туризм властей: в то время как Турция активно субсидировала процесс возвращения российских туристов, ценовой вопрос для российских курортов до сих пор остаётся одним из самых больных, о чем, кстати, говорят и туроператоры. То есть доступная перевозка на эти курорты есть только из крупных городов, отечественные отели стандартно задирают цены, снижая их только к концу сезона, при этом качество отдыха продолжает остаться под вопросом для многих курортов.
И это только если говорить о привычных «морских» курортах, которые даже при снижении посещаемости без турпотока в любом случае не останутся. При этом, как отмечают эксперты турбизнеса, по прочим отраслям отечественного отдыха ситуация ещё более сложная. На «экскурсионку» в целом идет снижение спроса – так как средний потребитель подобных туров вынужден экономить, при этом какие-то новые программы остаются на уровне проектов. Причем речь идет о популярном Золотом Кольце – при этом, как подчеркивают в «КП», поддержки со стороны чиновников от туризма энтузиасты от отечественного турбизнеса, создавшие такие работающие бренды как тот же Великий Устюг, Мышкин и Плес, как не видели раньше, так и не видят до сих пор.
Что касается «планов и прожектов» чиновников относительно Байкала, Забайкалья и Дальнего Востока, то здесь развитие внутреннего туризма ограничилось тем, чем и предсказывал турбизнес – примерно ничем, за «маленьким» исключением. Например, в разработку проекта особой экономической зоны на Байкале вложено около 20 млрд рублей – однако по факту её просто не существует. «Одни туристские ОЭЗ конкурируют с другими кластерами, десятки миллиардов рублей вливают в заведомо нереализуемые проекты», - ставят диагноз в «КП».
При этом к реальному приему туристов не готовы не только «дальние севера». «В прошлогоднем июльском докладе Ростуризм по-честному признался в том, что Ростовская, Волгоградская, Самарская, Нижегородская области и Республика Мордовия вообще не готовы к увеличению турпотока. А ведь это города, принимающие Чемпионат мира по футболу года нынешнего», - отмечают эксперты.
При этом и «продвижение России за рубежом» усилиями чиновников от туризма не слишком-то окупается. По итогам 9 месяцев 2017 года к нам въехало на 3% меньше туристов (19.5 млн человек), чем за аналогичный период прошлого года. При этом эксперты подчеркивают – работа по продвижению российского направления ведется «для галочки», что легко увидеть на примере других стран. «В этом вопросе можно брать пример даже с Грузии, которая благодаря именно выставкам и чёткому позиционированию известна всему миру своими прекрасными туристическими возможностями. Теперь даже в небольшом посёлке недалеко от горы Казбек (вдали от виноградников и моря) можно встретить туристов со всех концов света. И если в 2005 году въездной туризм принёс Грузии 241 млн долларов, то в 2015 уже 1.94 млрд, став основой грузинской экономики. Рост более, чем в 8 раз за 10 лет», - отмечают в «КП».
При этом, как отмечают эксперты турбизнеса, ещё одна проблема в том, что рост росту рознь. Например, чиновники отчитываются об активном росте китайского турпотока – его действительно нетрудно заметить и невооруженным глазом, побывав у популярных туристических достопримечательностей России. Однако, например, в Иркутскую область китайцев приехало в 2.7 раза больше, чем в позапрошлом году, а вот налоговые поступления выросли только на 8%. «Где деньги, Зин?» - задаются вопросом в «КП». Ответ есть у российского туррынка, который неоднократно бил тревогу по поводу «серых схем» на китайском туррынке – фактически эти турпотоки ничего не приносят в бюджет России.
Вывод экспертов федеральных СМИ таков: в 2015 году россияне потратили на зарубежные поездки 35 млрд. долларов. Это более чем вдвое превышает объём экспорта российского вооружения. А ведь эти деньги могли бы остаться внутри страны, будь у нас подходящие условия.
«Пока эти люди окончательно не убили отрасль, ещё есть шанс вывести туриндустрию страны на новый уровень, сделать её значимой в масштабах всей экономики, просто создав мотивацию для инвестора (в той же Турции туроператоры получали поддержку в тяжёлые времена в объёме более 6000 долларов за каждый прибывший рейс), создав понятную стратегию развития отрасли, а не колхоз с губернаторами, считающими что туризм - это блажь, обязаловка и вообще несерьёзно», - заявляют в «КП».
Предложения тоже хорошо знакомы российскому туррынку – в первую очередь, это создание Министерства туризма, у которого должны быть четкие показатели результативности, за недостижение которых руководство может поплатиться портфелем, причем с прозрачной деятельностью. «Так может быть, правильнее было бы и вовсе ликвидировать Ростуризм и создать на его месте боеспособное подразделение, которое способно заткнуть за пояс ту самою пресловутую «нефтяную иглу»?», - резюмируют в КП. Также давно пора расстаться и с не справившимися чиновниками от туризма.
В принципе, для представителей туррынка, давно знакомых с реалиями работы Ростуризма, такие статьи «Америки не открывают». Вполне очевидно, что такие материалы являются косвенным признаком скорой замены руководителей этих органов. Также не стоит забывать и о скорых выборах президента, после которых правительство автоматом уйдет в отставку и начнётся формирование нового. Т.е. теперь главное – не допустить к туризму старые «кадры».
Фото Турпром.ру