Национальный авиаперевозчик Финляндии в Хельсинки представил новый самолет Airbus A350, который пополнит флот Finnair во второй половине 2015 года.
Также авиакомпания планирует расширить маршрутную сеть и усилить присутствие в России. О том, как все это увязывается с уже проявившимся эффектом от межгосударственных санкций, и как авиакомпания планирует свое развитие в новых условиях, «Фонтанке.fi» рассказал главный операционный директор Finnair Вилле Ихо.
Первый вопрос касается нового самолета Airbus A350, который вскоре должен появиться во флоте Finnair. На сколько самолетов подписан контракт, и когда вы ожидаете первые поставки?
Мы подписали контракт на поставку в 2006 году. Первые четыре самолета Airbus A350 должны быть у нас во втором полугодии 2015 года. В 2016 году будут еще три самолета, следующие придут в 2017. Твердый контракт подписан на поставку 11 самолетов, в опционе (резерве. – Прим. "Фонтанки.fi") указано еще 8 бортов. В нашем флоте они заменят Airbus A340.
Вы уже решили, на каких маршрутах будут работать новые самолеты?
Разумеется, они будут летать в Азию. Мы уже решили, в какие города они совершат первые рейсы. Это будут Шанхай, Пекин и Бангкок. А в следующем году мы разработаем для них еще больше новых направлений.
Как вообще будет развиваться маршрутная сеть Finnair в ближайшее время?
Азия остается главным направлением для Finnair, которое мы развиваем с 2001 года. На этом направлении мы наращиваем объем перевозок все время. Согласно нашему плану, мы открываем по одному новому маршруту в этом регионе каждый год, стремясь к цифре в 50 пунктов назначения. Мы пока не знаем, рейсы в какой город запустим там в следующем году. Но ни для кого не секрет, что, например, Китай будет демонстрировать значительный рост в ближайшем будущем. При планировании мы рассматриваем несколько направлений, безусловно, не все из них - в Азию. Для развития сети дальних маршрутов Finnair также очень интересны бизнес-соглашения, связанные с полетами через Атлантику, которые могут оказаться весьма прибыльными в будущем. В том числе, с учетом полетов в Азию. Также надо учитывать, что сеть дальних маршрутов требует дополнительной пропускной способности на маршрутах на небольшие расстояния. Поэтому мы открываем дополнительные маршруты в Европе. Мы будем делать их сезонными, но они потребуют дополнительных мест. Например, одним из таких регионов, как вы можете знать, является Россия.
Давайте поговорим о рисках, которые надо учитывать во время подобного планирования. В апреле этого года коммерческий директор Finnair Аллистер Паттерсон рассказывал «Фонтанке.fi» о том, что обычно санкции, принятые на уровне государств, не касаются авиационной отрасли. К сожалению, сейчас мы ясно видим, что такие санкции становятся реальностью. Какое влияние они оказали на деятельность Finnair сейчас, и как вы учитываете их во время планирования?
Конечно, каждая компания, каждый авиаперевозчик имеет свою собственную карту рисков, которую учитывает, разрабатывая стратегию развития. Разумеется, существует множество рисков, связанных с любым бизнесом. Сюда входят непосредственные риски, экономические и, в том числе, геополитические. Но, несмотря на их существование, все равно необходимо вести свой бизнес. Я считаю, что самый большой риск для авиации в любой ситуации - это отсутствие роста экономики в дополнение к политическим спорам. Для нас также опасно замедление роста экономики, так как от этого напрямую зависят воздушные перевозки. В настоящее время, к сожалению, наибольшее влияние оказывает отсутствие роста экономики в нескольких регионах. Я думаю, что наибольший эффект связан с российскими туристами. В первую очередь из-за обесценивания российского рубля. Мы уже наблюдаем такое влияние на количество визитов граждан России в Финляндию. Надо сказать, что, с точки зрения Finnair, российский рынок является, конечно, одним из важных для нас, но в сравнении со всем остальным бизнесом, мы уверены, что сможем справиться с негативным эффектом.
Учитываете ли вы риски, связанные с запретом использования транссибирских маршрутов?
В настоящее время мне бы не хотелось спекулировать на этом. Это суровые санкции, и у нас нет достаточной информации по ним.
И после всех этих разговоров о возможных санкциях в отношении европейских компаний как изменились отношения между Finnair и Министерством транспорта России?
Работая в этой индустрии почти 20 лет, я могу сказать, что во время развития нашего бизнеса, открытия новых маршрутов в Россию и транзитных маршрутов над Россией в Азию, наши отношения всегда оставались очень прагматичными, и это их не коснется.