Трудности экономики и снижение покупательной способности россиян, вызванное резким ослаблением рубля, сильно ударили по всем основным финским компаниям, которые работают в России. В конце года основные игроки рынка рапортуют об убытках.Ярким примером финских ретелейров, которые терпят убытки в России из-за падающей в цене национальной валюты, является Stockmann. Торговый концерн закупает товары за евро, а конечные потребители в нашей стране платят, соответственно, в рублях. И если из-за изменчивого курса выручка Stockmann в рублях выросла, то в переводе на евро объем продаж упал. Чтобы сократить расходы, концерн пытается поднять цену в рублевом эквиваленте, как и большинство крупных иностранных компаний, заявил директор по развитию Stockmann Лаури Вейялайнен (Lauri Veijalainen). Однако, по его словам бизнес-изданию Talouselämä, это никак не решает проблему. Россияне просто меньше стали покупать.
А вот финский фармацевтический концерн Oriola-KD вообще объявил о продаже своего российского отделения за 56 миллионов евро (или 3,7 миллиарда рублей) аптечной сети "36,6", как уже писала "Фонтанка.fi". Oriola-KD в России - это был довольно сильный игрок розничной и оптовой торговли более чем с 2000 сотрудников и 200 точками реализации (флагманский бренд "Аптека "Старый лекарь"). Однако после оценки перспектив российского фармацевтического рынка концерн принял решение отказаться от бизнеса в нашей стране, как финскому изданию Taloussanomat пояснил Ээро Хаутаниеми (Eero Hautaniemi). Потенциального покупателя они стали иcкать совсем недавно - в октябре этого года.
В неловкую ситуацию из-за пикирующего рубля попал и Leipurin, финский концерн хлебопекарной и кондитерской промышленности. Финны были близки к тому, чтобы выйти на IPO уже в этом месяце. Однако от амбициозных планов по публичному размещению акций на бирже пришлось отказаться из-за резкого обвала рубля на минувшей неделе. Напомним, что как минимум треть продаж компании приходится на Россию и страны Восточной Европы.
О снижении объемов продаж рапортуют и в Tikkurila. В осенний период в России компания реализовала на 11% меньше продукции, чем за аналогичный период прошлого года. По оценкам компании, общая прибыль в указанный период снизилась на 6%.
Чуть лучше дела идут у строительного концерна YIT. Дело в том, что во время кризиса люди стали смотреть на жилищный рынок как на хорошее место для инвестиций, и количество продаж у финских строителей выросло на 30%. Но поскольку компания проводит все операции в России в рублях, то в переводе на евро часть выручки просто "испарилась" из-за быстрорастущего курса нашей национальной валюты. Однако ждать резкого роста строительной отрасли в нашей стране в будущем не стоит, считает директор YIT Теему Хелпполайнен (Teemu Helppolainen). В комментарии Talouselämä он также отметил, что дополнительных инвестиций в строительство в России не будет. Напомним, что российский рынок важен для компании, так как в этом году почти 40% операционной прибыли компании приходится на Россию.
Финские железные дороги (VR) также теряют клиентов из-за ослабления российской национальной валюты. Так, за год количество пассажиров снизилось на 10%. Но при этом, как недавно заявил главный исполнительный директор VR Суоми Микаэл Аро (Mikael Aro), финны собираются воспользоваться тем, что вскоре увеличится экспорт из России. Уже по итогам года экспорт по железным дорогам более чем на 10% превысит показатель 2013 года.
Даже у Nokian Renkaat, которых обычно называют среди бенефициантов от ослабления рубля, наблюдается снижение продаж, так как россияне переходят на более дешевые шины. Однако в целом дела у компании в России складываются удачно, и они никуда уходить не собираются, как в своем недавнем интервью финской прессе заявил новый директор компании Ари Лехторанта (Ari Lehtoranta). Nokian Renkaat может извлечь выгоду из того, что затраты на производство шин в России сейчас снижаются, а 80% всей своей продукции они производят именно в нашей стране. Однако большую часть шин с российских мощностей они потом реализуют за пределами России.