Туристический налог является местным налогом, устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (федеральной территории «Сириус»), а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами этих субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (федеральной территории «Сириус») и указанных субъектов Российской Федерации.
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, оказывающие услуги, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 418.3 НК РФ.
Объектом налогообложения признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус») и включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Средства размещения, в которых оказываются услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в составе услуг по санаторно-курортному лечению, признаются включенными в реестр классифицированных средств размещения.
Для целей исчисления туристического налога за налоговые периоды 2025 года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории «Сириус») (далее - уполномоченный орган) вправе направить в налоговый орган по соответствующему субъекту Российской Федерации сведения о расположенных на его территории средствах размещения с одновременным направлением этих сведений в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии, и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на организацию формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии.
Данные сведения подлежат размещению уполномоченным органом на его официальном сайте или на официальном сайте муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в день направления этих сведений. Средства размещения, указанные в направленных сведениях, признаются включенными в реестр классифицированных средств размещения со дня размещения сведений о них на соответствующем официальном сайте, если сведения об этих средствах размещения не содержатся в реестре классифицированных средств размещения.
Сведения направляются в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по форме и форматам, которые рекомендованы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговая база определяется как стоимость оказываемой услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средстве размещения (его части) без учета сумм налога и НДС.
Согласно пункту 2 статьи 418.4 НК РФ при условии предоставления налогоплательщику документов, подтверждающих соответствующий статус физического лица, в налоговую базу не включается стоимость услуги по временному проживанию, оказываемой следующим категориям физических лиц:
Представительным органам муниципальных образований (законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительному органу федеральной территории «Сириус») предоставлено право устанавливать дополнительные категории физических лиц, стоимость услуг по временному проживанию которых не включается в налоговую базу (пункт 3 статьи 418.4 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать:
Налоговые ставки могут быть дифференцированы с учетом сезонности и (или) категории средства размещения.
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2 статьи 418.1 НК РФ).
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу:
ФОРМУЛА РАСЧЕТА
В случае, если исчисленная сумма налога менее суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма налога определяется в размере минимального налога.
Налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, исчисляют налог в отношении таких услуг в размере минимального налога.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных по услугам, оказанным за налоговый период во всех средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»).
Уплата налога и представление отчетности
Уплата налога
Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если последний день срока уплаты налога выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, перечислить налог плательщик обязан в ближайший следующий за ним рабочий день.
Подача декларации
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения средства размещения.
Срок представления декларации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется по форме (формату), которая утверждена ФНС России.
В случае учета налогоплательщика в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), налогоплательщик вправе выбрать налоговый орган на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), в который представляется налоговая декларация, направив уведомление о выборе налогового органа в налоговые органы по месту нахождения средств размещения на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»).
Уведомление представляется налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней до установленного срока представления налоговой декларации однократно, за исключением случаев реализации (иного выбытия из владения налогоплательщика) средства (средств) размещения, по месту нахождения которого (которых) выбран налоговый орган, в который представляется налоговая декларация, по форме, утвержденной ФНС России.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 НК РФ, представляют налоговую декларацию по туристическому налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.