1 января 2017 года вступают в силу поправки в отраслевой закон, они несут рынку немало изменений и новшеств. Но, как показал наш опрос, руководители турфирм, погруженные в каждодневный производственный процесс, далеко не всегда отдают себе отчет в том, что правила игры меняются, причем, в некоторых вопросах – кардинально. Например, теперь туроператоры по выездному туризму должны формировать при «Турпомощи» не только компенсационный фонд, который новым законом переименован в резервный, но и фонд персональной ответственности. С одной стороны, это дополнительная финансовая нагрузка на бизнес, а с другой – новые возможности.
Напомним, резервный фонд формируется из взносов – 100 тыс. рублей для туроператоров, у которых не более 100 тыс. туристов в год; 300 тыс. рублей для туроператоров с объемом более 100 тыс., но менее 500 тыс. туристов; 500 тыс. рублей – для тех, у кого более 500 тыс. туристов в год. Туроператор вправе относить эти затраты на себестоимость турпродукта. Средства резервного фонда предназначены для возвращения туристов в Россию в случае остановки деятельности туроператора и невозможности выполнить свои обязательства. Собственно, именно поэтому фонд и был переименован – будучи компенсационным, он по сути ничего не компенсировал, а лишь выполнял функции по экстренному вывозу туристов из-за рубежа.
Фонд персональной ответственности формируется «Турпомощью» для каждой компании отдельно за счёт ежегодного взноса туроператора – 1% от общей цены выездного турпродукта за предыдущий год, причем в течение года можно платить ежеквартально по 0,25%. Для новых туроператоров размер взноса составляет 100 тыс. рублей. Персональный фонд можно сформировать сразу в максимальном размере, то есть не менее 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Деньги будут перечисляться на специальный счет, координируемый «Турпомощью».
Если туроператор не сможет выполнить свои обязательства еще в период формирования персонального фонда, то для компенсаций туристам будут, в первую очередь, использоваться фингарантии. Если суммы фингарантий не хватит для возмещение ущерба всем пострадавшим, недостающее туристы получат из тех денег, которые уже внесены в фонд персональной ответственности компании. Когда фонд будет сформирован полностью, а договора со страховой компаний у туроператора уже не будет, то, при возникновении у него проблем, туристам выплатят компенсации из средств этого фонда персональной ответственности.
Как пояснил RATA-news директор этого объединения Александр Осауленко, под годовой ценой турпродукта понимается стоимость всех путевок за рубеж, проданных туроператором за прошлый год. До 1 июня отчетного года туроператоры обязаны направлять в «Турпомощь» сведения о фактическом количестве туристов за прошлый год, а также уточненную информацию о прогнозном показателе количества туристов за первое полугодие в текущем году. На основании этой информации «Турпомощь» принимает решение о корректировке размера фонда в сторону уменьшения или увеличения.
По словам Александра Осауленко, персональный фонд – удобный и гибкий инструмент. Если туроператор сформирует фонд сразу, то есть переведет на счет 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год, ему уже не понадобится финансовое обеспечение в виде договора страхования или банковской гарантии. «Не надо будет искать страховую компанию, которая согласится оформить фингарантии. Сегодня это очень актуально, ведь из-за проблем на страховом рынке в 2016 году некоторым туроператорам пришлось оформлять их по три-четыре раза в год и каждый раз платить страховщику по 300-500 тысяч рублей. При этом, по нашим оценкам, для туроператора, попадающего в категорию «микробизнес», 7% от средней стоимости турпродукта – это те же 1-3 миллиона рублей», – пояснил он.
По словам г-на Осауленко, использование персонального фонда в качестве альтернативы фингарантиям выгодно именно небольшим компаниям, а это более 90% участников рынка. В случае с крупными операторами речь идет уже о сотнях миллионов и более рублей. Очевидно, что ни одна турфирма единовременно перевести такую сумму для создания своего фонда не сможет, а значит продолжит страховать ответственность.
Но суммы, ежегодно выплачиваемые операторами за фингарантии – деньги потерянные. Главный же плюс персонального фонда в том, что перечисленные средства остаются собственностью туроператора. В случае цивилизованного ухода компании с рынка, то есть без создания проблем туристам, деньги ему возвращаются за вычетом налогов.
Однажды набранный, персональный фонд не требует постоянного пополнения. Возможно, если появятся соответствующие подзаконные акты, персональный фонд конкретного оператора, как и общий резервный фонд, может быть размещен под проценты в банке и будет приносить доход. Который, соответственно, будет зачисляться в фонд конкретного туроператора. «Тогда, в случае увеличения оборота, в следующем году компании не придется доплачивать, так как заработанные проценты покроют эту разницу», – пояснил глава Александр Осауленко.
Сейчас ассоциация формирует технологическую и организационно-правовую базу для ведения счетов персонального фонда. Разрабатываются подзаконные акты, разъясняющие и дополняющие соответствующие статьи нового закона. «Постараемся сделать все необходимое до 1 декабря 2016 года, чтобы туроператоры смогли получить и понять этот инструмент до вступления закона в силу и принять для себя правильное решение», – сказал г-н Осауленко.
В начале августа правительство приняло постановление о параметрах кредитной организации, с которой может работать «Турпомощь»: она должна участвовать в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в российских банках, находиться под прямым или косвенным контролем Банка России. Утвержден также порядок выплат из фонда персональной ответственности туроператора.