Большой резонанс вызвала новость от 23 декабря, согласно которой в бюджете на 2015 год зарезервированы деньги на перевозку пассажиров обанкротившихся компаний.Со ссылкой на источник в Росавиации об этом сообщила «Российская газета». Ни размеров «фонда спасения», как его назвали журналисты, ни тех, кто может на него рассчитывать, источник не назвал. TourDom обратился за разъяснением к экспертам и выяснил, что «новости» – уже пять лет.
«Деньги на обеспечение воздушной перевозки пассажиров компаний, в отношении которых принято решение о приостановлении либо аннулировании сертификата эксплуатанта, в федеральном бюджете резервируются с 2009 года. Этому постановлению пять лет, ничего нового здесь нет», – объяснил ситуацию TourDom.ru советник главы Росавиации Сергей Извольский.
В соответствии с этим постановлением, распорядителем средств является Росавиация. В случае если перевозчик прекращает деятельность, его пассажиры с уже приобретенными билетами перевозятся другими компаниями. Действует это только в случае обратных рейсов.
«Формулировка «фонд» чисто журналистская; эту ситуацию («Российской газете») комментировал я, но такого слова не произносил», – уточнил Извольский.
Строку на перевозку пассажиров обанкротившихся перевозчиков в федеральный бюджет было решено ввести после того, как в 2008 году разом прекратили перевозки пять авиакомпаний, входивших в состав AirUnion. Объем финансирования на 2015 год только утверждается, однако, напоминает главный редактор портала Avia.ru Олег Пантелеев, в 2009 году на эти цели было выделено порядка 5 млрд рублей.
По мнению другого источника TourDom.ru, информацию пятилетней давности в СМИ раскручивают искусственно, так как кому-то выгодно лишний раз заявить о возможных банкротствах в авиационной сфере. Цель – повлиять на продажи крупных перевозчиков, которые действительно оказались в сложной ситуации.
«Это определенный заказ со стороны людей, которые не могут успокоиться из-за того, что «Трансаэро» и Utair не банкротятся», – поделился эксперт.
По его словам, причин для расходования государственных денег нет. Поддержка оказывается в иной форме. Подтверждением этого можно считать заявление вице-премьера Аркадия Дворковича в среду, 24 декабря, о гарантиях по кредиту «Трансаэро». На следующий день смягчили свою позицию в отношении долгов Utair его кредиторы – «Альфа-банк» и «Сбербанк». Иными словами, ситуация с банкротством крупных авиаперевозчиков сегодня маловероятна.
В случае если какая-либо компания теоретически все-таки остановит деятельность, неудобства для пассажиров будут минимальны. Сегодня на всех направлениях летает достаточное количество компаний, чтобы распределить между собой нуждающихся пассажиров. Специфика организации взаиморасчетов между агентами и авиакомпаниями такова, что средства на счета перевозчиков приходят с месячной задержкой. Таким образом, несмотря на отсутствие аналога авиационной «Турпомощи», финансовая подушка для эвакуации пассажиров имеется. Эти средства могут быть направлены другим авиакомпаниям, которые выполнят обязательства по перевозке пассажиров.