Фонтанка: А где субсидии? Поездов не хватает, аэропорты закрыты, билетов мало и они дорожают — печальная картина нашего туризма

Федеральные чиновники одной рукой дают деньги авиакомпаниям, а другой — отбирают. 

Росавиация значительно расширила список межрегиональных авиарейсов, которые будут субсидироваться из федерального бюджета. И в то же самое время Росавиация планирует поднять аэронавигационные сборы с авиакомпаний, летающих как внутри России, так и за рубеж.
 

Специальные (субсидируемые) тарифы теперь, в соответствии с новым приказом Росавиации № 589-П, действуют по 293 направлениям. В предыдущей редакции приказа было всего 270 направлений.

В частности, с начала июля появились субсидируемые перелеты Петрозаводск — Магас, Минеральные Воды — Чебоксары, Санкт-Петербург — Кострома, Иркутск — Самара, Иркутск — Новокузнецк, Сочи — Нальчик, Екатеринбург — Астрахань и другие. К перелетам по новым направлениям присоединились авиакомпании NordStar и «Костромское авиапредприятие».

 

Как видно, многие новые спецрейсы нужны, чтобы россияне из мегаполисов добирались на юг. В Росавиации считают, что это положительно скажется на развитии внутрироссийского туризма. Правда, неизвестно, сколько субсидируемых рейсов останется в 2025 году, приказа еще нет.

Тем более что субсидирование 293 перелетов — дело недешевое, в этом году оно обойдется почти в 16 миллиардов рублей. Правда для россиян в провинции это реальная возможность добраться в другие регионы, минуя Москву. А значит, намного дешевле.

 
Долететь дешевле?

Благодаря субсидиям авиабилеты наконец-то стали доступнее железнодорожных. Если спрос на спецрейсы будет сохраняться таким же высоким, как сейчас, то РЖД придется крепко призадуматься: а не пора ли и нам наконец-то билеты сделать дешевле.

— Часто стоимость билета на субсидируемый полет сопоставима по стоимости с железнодорожными билетами в купе, — говорит MSK1.RU Борис Соколов, основатель и руководитель визовой туристической компании Visasam.ru. — Кроме того, сложно найти билеты (особенно более дешевые в плацкартных вагонах) на летний период, их нужно покупать сильно заранее.

 

Согласитесь, когда есть дешевые и доступные билеты на самолет, билеты на поезда в России кажутся запредельно, неадекватно дорогими. Почему так происходит?

— Вы правы, всё больше людей предпочитают летать на самолетах. На поезде часто нужно ехать более суток, а иногда и двое суток в отдаленные города. Полет — несколько часов. И, в отличие от поездов, гораздо более доступные билеты даже в летний сезон отпусков.

Хотя я уверен, что для популярных направлений, особенно в летний период времени, в поездах ничего не изменится. Ведь многие боятся или не любят летать и всё равно постоянно ездят на поездах (а это достаточное количество людей). Из провинциального города всё равно нужно добираться сначала до областного центра, где есть аэропорты, это плюс 2–3 часа и более.

 

Кстати, высокий спрос на железнодорожные билеты также связан и с закрытием многих аэропортов Центральной России и Юга с февраля 2022 года.

Субсидии не охватывают зарубежные рейсы. А там обещают вдвое увеличить аэронавигационный сбор. Получается, желающие отдыхать за рубежом будут косвенно оплачивать субсидии на внутренних рейсах?

— Надо понимать, что сборы вырастут по объективным причинам: это инфляция, проблемы из-за санкций с ремонтом и обслуживанием самолетов, увеличение расходов на безопасность в аэропортах, увеличение зарплат сотрудникам из-за дефицита на рынке труда. А субсидии как раз и призваны помочь с этим справиться, чтобы цены на авиабилеты не росли сильно.

 

У РЖД свои проблемы

К сожалению, новые сборы особенно повысят цены на зарубежные перелеты, на которые многие субсидии не распространяются. Что сделает их еще менее доступными. Так что еще меньший процент россиян сможет летать и отдыхать за границей.

Директор по развитию и коммуникациям сайта бронирования Tvil Оксана Шустикова прогнозирует, что в ближайшем будущем авиарейсы вряд ли полностью вытеснят железнодорожные перевозки.

— РЖД действительно могут оказаться более популярными, чем авиакомпании, но только на средних расстояниях, порядка 500–700 километров. Если расстояние больше, то цены становятся сравнимыми, — говорит Шустикова. — Но и железнодорожные перевозки испытывают трудности: туристы этим летом уже сталкивались с дефицитом билетов, их удорожанием. Кроме того, нет в достаточном количестве вагонов, чтобы хватило на всех пассажиров, которые хотят отправиться на самые популярные южные курорты. По данным нашего сервиса, это Сочи, Анапа, Геленджик, Ялта. А логистика в Крым затруднена: для тех, кто не хочет или не может пользоваться автотранспортом, нет другого выхода, кроме как искать билеты на поезд.

Дмитрий Капустин

Фото Фонтанка/Фото: Елена Латыпова / NGS55.RU

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Ноябрь 27, 2024 - 04:23

Эксперты компании лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IТ-решений для отрасли, проанализировали бизнес-поездки представителей ИКТ-сектора за прошедший год и развеяли миф о том, что IT-специалисты не ездят в командировки.

 

Ноябрь 26, 2024 - 23:03

Дмитрий Чернышенко провел рабочее совещание, посвященное итогам летней оздоровительной кампании 2024 года и определению приоритетов на будущий сезон.

 

Ноябрь 26, 2024 - 05:22

Представители 30 ведущих туроператоров и турагентств Исламской Республики Иран узнали о широких возможностях для путешествий в Северную столицу в рамках информационно-ознакомительного тура «Добро пожаловать в Санкт‑Петербург!», организованного Городским туристско-информационным бюро Комитета по развитию туризма.

 

Ноябрь 25, 2024 - 23:16

Под председательством заместителя председателя России Дмитрия Чернышенко состоялось заседание Правительственной комиссии по развитию туризма в РФ.