Форс-мажор как повод платить или не платить

Права авиапассажиров Европы должны быть соблюдены. Такое заявление сделал 16 апреля вице-президент Европейской комиссии Сийм Калласс в связи с закрытием воздушного пространства Европы из-за извержения вулкана в Исландии. По словам г-на Калласа, эта ситуация создала огромные трудности для авиапассажиров, и необходимо обеспечить соблюдение их прав. В частности, речь идет о праве получать всю информацию от авиакомпаний по поводу отмены и задержки рейсов, право на помощь (прохладительные напитки, питание, размещение в гостинице), а также право на возмещение стоимости билета либо предоставление возможности добраться другим путем в конечный пункт назначения. В то же время отмечается, что пассажиры не имеют права на дополнительные финансовые компенсации, поскольку отмена и задержки рейсов зависят не от авиакомпаний. В российском законодательстве предусмотрена ситуация, когда выполнение обязательств становится невозможным ввиду обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Форс-мажорными признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ). Значение обстоятельств непреодолимой силы состоит в том, что стороны полностью освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Со ссылкой на эту норму некоторые отраслевые организации распространили заявление, что ни авиационные, ни туристические компании не обязаны возмещать туристам стоимость билетов. Однако, как пояснил RATA-news глава Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов, обстоятельства неодолимой силы освобождают компании от ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами, но не от исполнения этих обязательств. Иными словами, авиакомпания не должны возмещать убытки за то, что турист, например, опоздал на стыковку или на важные деловые переговоры, поскольку произошло это не по вине перевозчика. Но деньги за неуказанные услуги авиакомпания должна вернуть. Это следует из статьи 235 Федеральных авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, в которой указана возможность вынужденного отказа пассажира от перевозки в случае отмены или задержки рейса. Пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, когда перевозка пассажира была выполнена частично, и пассажир принял выполненную часть перевозки, - говорится в этой статье. - Если пассажир принял выполненную часть перевозки, пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки. С возвратом денег за туры, по словам Георгия Мохова, все гораздо сложнее. Если в суде будет доказано, что туристу предлагался перенос сроков поездки с сохранением программы тура или предлагалась адекватная замена - например, вместо экскурсионного тура по Лондону аналогичная программа в Риме, но он отказался, в этом случае его шансы получить компенсацию всей стоимости тура минимальны. Возврат денег будет производиться за вычетом фактических расходов туроператора. В том случае, если из-за задержки рейса турист потерял одну или две ночи в туре, услуга, указанная в договоре клиента и туроператора, должна быть предоставлена, но со сроком, отложенным пропорционально сроку действия обстоятельств непреодолимой силы, либо путем предоставления альтернативного варианта. Клиента необходимо уведомить о наступлении таких обстоятельств. Если же этого не произошло, турист может требовать от туроператора компенсации убытков, но перспектива судебного иска будет зависеть от многих обстоятельств дела. И еще важный момент. Туристам, которые не могут вылететь из Европы, необходимо продлить страховой полис, срок действия которого ограничен рамками тура. Туроператоры могут это сделать, обратившись к своим партнерам – страховым компаниям.

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Май 23, 2020 - 10:27

Власти Кипра одобрили план действий по возобновлению работы аэропортов Ларнаки и Пафоса, пишет в пятницу портал KNEWS.

 

Май 23, 2020 - 09:39

В Турции назвали дату потенциального возвращения российских авиарейсов. Российские эксперты оценили эти временные ориентиры весьма сдержанно. Однако РФ и Турция действительно обсуждают сроки возобновления туризма.

 

Май 22, 2020 - 15:22

Air France и KLM понимают, что вы и ваши клиенты столкнулись со сложной ситуацией из-за COVID-19. По этой причине мы продлили срок действия политики COVID-19 Flexible rebook policy до 30 июня 2021 года.

 

Май 22, 2020 - 10:08

21 мая на сайте Роспотребнадзора появилась новая версия рекомендаций по организации работы на воздушном, водном и автомобильном транспорте в условиях сохранения рисков распространения Covid-19. О том, что загрузка самолетов не должна превышать 50% от общего количества посадочных мест на борту, там не упоминается.