Франчайзинг: плюсы и минусы для агентств

Принципиальное отличие российского франчайзинга от европейского в том, что в Европе крупные туроператоры создавали агентские сети для себя и под себя, преследуя основную цель – загрузить отели, которыми оперируют. У нас же первые успешные сети не были аффилированы ни к какому оператору. С юридической точки зрения в нашей стране франчайзинга нет, есть взаимодействие туроператоров и турагентов, связанных между собой разного рода договорами. С таких утверждений начал свое выступление на форуме «Оптимизация взаимодействий между турагентствами и туроператорами», прошедшем в рамках выставки MITT-2011, генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов. Он предложил рассмотреть плюсы и минусы, которые приходится учитывать агентствам, решающим вопрос – вступать в сеть или попытаться жить самостоятельно. Но сначала нужно было разобраться в сложившейся сетевой структуре. По мнению г-на Агафонова, сегодня в России существует три вида франчайзинговых сетей: независимые (13% от общего числа), созданные под конкретного туроператора (появились позже первых, но теперь все более укрепляют свои позиции) и зарубежные. Последние образовались совсем недавно вследствие покупки иностранными «купцами» российских турфирм. В 2003 году на отечественном туррынке можно было наблюдать следующее соотношение агентств различного типа. Только 5% были участниками аффилированных сетей, еще 13% числились среди независимых сетей, а 82% пребывали в стане свободных участников рынка. Прошло восемь лет, и ситуация изменилась. Согласно подсчетам, приведенным Сергеем Агафоновым, число самостоятельно живущих агентств снизилось до 68%, число участников независимых сетей выросло до 18%. Наиболее значительные изменения произошли в аффилированном сегменте. Примкнувшие к бренду того или иного оператора занимают ныне 14% рынка. На основании этого г-н Агафонов делает вывод, что конкуренция постепенно переходит в сетевую плоскость. А теперь о плюсах и минусах. Вступая в аффилированную сеть, агентство может рассчитывать на рекламную поддержку и участвовать в маркетинговых акциях своего туроператора. Рыночный вес аффилированной турфирмы приумножается в зависимости от бренда, под которым она работает. Сетевой новичок получает повышенную комиссию, что повышает и его доходы. Растет и доверие клиентов, которые приходят не в какое-то обычное агентство, а в офис известной компании. Какие минусы? Любое, даже самое незначительно происшествие с брендовым туроператором, бьет по всей сети. За примером далеко ходить не надо, стоит только вспомнить историю с «Капитал туром». Сергей Агафонов вообще считает, что главным риском для агентства, независимо от того, в какую сеть оно входит, является банкротство брендового оператора. Получив приставку «сетевое», агентство лишается самостоятельности. С этих пор оно вынуждено «носить» только тот бренд, который выбран, и продвигать на рынке не себя, а выбранного оператора, и продавать только то, что им создано. Участник независимой сети, в отличие от аффилированной, тоже имеет ограничения в формировании своей продуктовой политики. В частности, определенные ограничения на всю продуктовую линейку агентства накладывает повышенная комиссия на собственный продукт туроператора. Зарубежные сети оказывают своим членам мощную рекламную поддержку, активно задействуют их в своих обучающих программах, но в ответ жестко требуют соблюдения определенных правил продажи собственного турпродукта. Сергей Агафонов уверен, что число агентств, участвующих в той или иной сети, будет только расти, так как выживать самостоятельно, по его мнению, будет все сложнее. На руку сетевому расширению сыграет и растущий из года в год профессионализм отечественных туроператоров. В качестве доказательства г-н Агафонов привел данные, которые собирались МГП на протяжении нескольких лет. Заметим, учитывались только наиболее трудные проблемы, решать которые приходилось на самом серьезном уровне. Так вот, в 2006 году таковых насчитали 650, а в 2009-м – 264. Хотя в прошлом году количество вопросов к туроператорам несколько подросло – до 280. Поводом стала, в основном, банкротство «Капитал тура», а также декабрьский апокалипсис, вызванный ледяным дождем.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Декабрь 25, 2024 - 07:29

Комиссия Государственного совета по направлению "Туризм" планирует разработать и запустить программу, которая позволит стимулировать представителей туристической отрасли вести бизнес открыто.

 

Декабрь 23, 2024 - 14:23

Суббота 28 декабря – последний рабочий день в 2024 году. Петербуржцы будут работать 28 декабря за 30 декабря, которое, соответственно, будет выходным днем (как и 31 декабря).

 

Декабрь 19, 2024 - 17:08

Презентация конгрессно-выставочных возможностей Северной столицы стала завершением состоявшегося в Москве форума Meet Global MICE Congress: BRICS Edition.

 

Ноябрь 25, 2024 - 13:44

15 ноября 2024 года прошел экспертный совет Союза агентств делового туризма (САД). Представители отелей, консолидаторов, TMC и корпоративных клиентов обсудили острые проблемы рынка: изменения налогового законодательства, рост стоимости отелей, сложности с корпоративными тарифами и технологические решения.