Франчайзинг: плюсы и минусы для агентств

Принципиальное отличие российского франчайзинга от европейского в том, что в Европе крупные туроператоры создавали агентские сети для себя и под себя, преследуя основную цель – загрузить отели, которыми оперируют. У нас же первые успешные сети не были аффилированы ни к какому оператору. С юридической точки зрения в нашей стране франчайзинга нет, есть взаимодействие туроператоров и турагентов, связанных между собой разного рода договорами. С таких утверждений начал свое выступление на форуме «Оптимизация взаимодействий между турагентствами и туроператорами», прошедшем в рамках выставки MITT-2011, генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов. Он предложил рассмотреть плюсы и минусы, которые приходится учитывать агентствам, решающим вопрос – вступать в сеть или попытаться жить самостоятельно. Но сначала нужно было разобраться в сложившейся сетевой структуре. По мнению г-на Агафонова, сегодня в России существует три вида франчайзинговых сетей: независимые (13% от общего числа), созданные под конкретного туроператора (появились позже первых, но теперь все более укрепляют свои позиции) и зарубежные. Последние образовались совсем недавно вследствие покупки иностранными «купцами» российских турфирм. В 2003 году на отечественном туррынке можно было наблюдать следующее соотношение агентств различного типа. Только 5% были участниками аффилированных сетей, еще 13% числились среди независимых сетей, а 82% пребывали в стане свободных участников рынка. Прошло восемь лет, и ситуация изменилась. Согласно подсчетам, приведенным Сергеем Агафоновым, число самостоятельно живущих агентств снизилось до 68%, число участников независимых сетей выросло до 18%. Наиболее значительные изменения произошли в аффилированном сегменте. Примкнувшие к бренду того или иного оператора занимают ныне 14% рынка. На основании этого г-н Агафонов делает вывод, что конкуренция постепенно переходит в сетевую плоскость. А теперь о плюсах и минусах. Вступая в аффилированную сеть, агентство может рассчитывать на рекламную поддержку и участвовать в маркетинговых акциях своего туроператора. Рыночный вес аффилированной турфирмы приумножается в зависимости от бренда, под которым она работает. Сетевой новичок получает повышенную комиссию, что повышает и его доходы. Растет и доверие клиентов, которые приходят не в какое-то обычное агентство, а в офис известной компании. Какие минусы? Любое, даже самое незначительно происшествие с брендовым туроператором, бьет по всей сети. За примером далеко ходить не надо, стоит только вспомнить историю с «Капитал туром». Сергей Агафонов вообще считает, что главным риском для агентства, независимо от того, в какую сеть оно входит, является банкротство брендового оператора. Получив приставку «сетевое», агентство лишается самостоятельности. С этих пор оно вынуждено «носить» только тот бренд, который выбран, и продвигать на рынке не себя, а выбранного оператора, и продавать только то, что им создано. Участник независимой сети, в отличие от аффилированной, тоже имеет ограничения в формировании своей продуктовой политики. В частности, определенные ограничения на всю продуктовую линейку агентства накладывает повышенная комиссия на собственный продукт туроператора. Зарубежные сети оказывают своим членам мощную рекламную поддержку, активно задействуют их в своих обучающих программах, но в ответ жестко требуют соблюдения определенных правил продажи собственного турпродукта. Сергей Агафонов уверен, что число агентств, участвующих в той или иной сети, будет только расти, так как выживать самостоятельно, по его мнению, будет все сложнее. На руку сетевому расширению сыграет и растущий из года в год профессионализм отечественных туроператоров. В качестве доказательства г-н Агафонов привел данные, которые собирались МГП на протяжении нескольких лет. Заметим, учитывались только наиболее трудные проблемы, решать которые приходилось на самом серьезном уровне. Так вот, в 2006 году таковых насчитали 650, а в 2009-м – 264. Хотя в прошлом году количество вопросов к туроператорам несколько подросло – до 280. Поводом стала, в основном, банкротство «Капитал тура», а также декабрьский апокалипсис, вызванный ледяным дождем.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Октябрь 30, 2025 - 16:46

Союз агентств делового туризма (САД), некоммерческая организация, объединяющая ведущих представителей индустрии бизнес-тревел и MICE, провел ежегодное отраслевое мероприятие «Вечер в САДу», объединив более 250 ведущих экспертов рынка делового туризма, включая руководителей ведущих TMC-компаний, делегатов со стороны корпоративных заказчиков, отелей, перевозчиков, MICE-агентств и СМИ. «Вечер в САДу» уже три года является единственной площадкой, объединяющей представителей всех звеньев отраслевой цепочки.

 

Октябрь 22, 2025 - 11:33

Wildberries & Russ приобрела одного из крупнейших российских туроператоров Fun&Sun у структур «Севергрупп» Алексея Мордашова, узнали «Известия».

 

Октябрь 22, 2025 - 08:56

В Хабаровске состоялась форсайт-сессия, посвященная разработке конкурентоспособного туристического продукта.

 

Октябрь 22, 2025 - 08:18

В Новосибирске состоялось стратегическое событие для туристической отрасли региона — форсайт-сессия по разработке международного туристического продукта на основе анализа ресурсной базы региона.