Звезда фильма «1+1» Франсуа Клюзе — о борьбе со стереотипами, новом фильме «Как прогулять школу с пользой» и миссии артиста.
В российском прокате — семейная комедия «Как прогулять школу с пользой» французского режиссера Николя Ванье. Одну из главных ролей в картине исполнил звезда нашумевшей картины «1+1» Франсуа Клюзе. Лауреат премии «Сезар» приехал в Россию, чтобы лично представить фильм в Москве и Санкт-Петербурге. «Известия» встретились с актером.
— Чем вас, утонченного парижанина, привлек ваш герой — неотесанный браконьер Тотош?
— Когда мне предложили сыграть в картине «Как прогулять школу с пользой», Тотош меня сразу заинтересовал. Во-первых, он моя противоположность, а я больше всего на свете люблю перевоплощаться в кого-то, кто совершенно на меня не похож. Во-вторых, в характере этого героя есть конфликт, который мечтает передать на экране каждый актер. Этот деревенский браконьер — бельмо на глазу органов правопорядка, потому что он незаконно ловит рыбу и дичь. Но при этом он всей душой любит природу. Этому бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, Тотош впоследствии учит главного героя.
— Чтобы представить этот фильм, вы впервые приехали в Россию. В Европе нашу страну в последнее время демонизируют. У вас не было страха перед визитом?
— Особого страха не было, как и негативного отношения к России. Да, европейская пресса действительно транслирует определенный взгляд на внешнеполитическую ситуацию. В периоды экономического кризиса так поступают во всех странах, чтобы отвлечь внимание граждан от ситуации внутри собственного государства. Для этого всего лишь нужно сказать, что у соседа еще хуже и проблем там еще больше. Но должно ли это влиять на свободно мыслящего человека? Я не уверен.
— А вы мыслите свободно?
— Я стою на позициях гуманизма. Политически Франция принадлежит к НАТО. Значит ли это, что я и наш народ должны всё время транслировать идеи американцев? Значит ли это, что политические воззрения американцев должны быть неизбежно восприняты нами, а мне как актеру нужно чаще ездить в Нью-Йорк, чем в Москву? Значит ли это, что я должен больше любить американскую культуру, чем русскую?
Есть ли нация, страна, в истории которой не было сложностей, колебаний, ошибок, выбора пути, агрессий, войн? Нет, всё это происходило в истории каждой страны нашего мира. Из этих проб, ошибок, поиска своего пути, своей уникальности и выстраивается история большой нации. Мир испокон веков живет в системах политических блоков, альянсов, пользуется политикой давления и воздействия. Вся эта история западных санкций стара как мир. Но я хочу спросить: кого в конечном итоге наказывают эти санкции? Правительства, против которых они изначально обращены, или простых граждан, которые часто бывают совершенно ни в чем не виноваты?
За вашей страной несколько веков богатейшей культуры, авторов, которых я люблю и прекрасно воспринимаю. Поэтому я сам хочу и буду решать, куда мне ездить, а куда нет.
— А посоветуете ли посетить Россию своим друзьям и коллегам?
— Конечно! Я всем посоветую съездить сюда, но, думаю, они не нуждаются в моих советах, потому что их и так достаточно привлекает Россия. Я знаю, что они хотят познакомиться с вашей страной. Скажу вам больше. Французское правительство иногда формулирует свои рекомендации для наших туристов — создает списки стран, куда нам рекомендуют ездить осторожно и стараться не бывать в одиночестве: это Йемен, Афганистан, Сирия, Ливан… Но еще никогда на моей памяти в этом перечне не было России.
Если вы спросите любого настоящего французского художника или артиста, что такое для него Россия, он ответит: «Россия — это древняя богатейшая культура». Мы все выросли на русских романистах, великой русской литературе, на ее поэтах, на русских художниках, на русской музыке, которая звучит во Франции повсюду. Ваша культура — это очень важная часть нашей духовной родины, к которой мы все стремимся прикоснуться и слиться с ней.
Ваша страна занимает огромную часть евразийского континента. Если завтра она вдруг станет частью европейского сообщества, представляете, какой силой мы будем обладать? Россия — это целый континент, который простирается от Европы до Азии.
— Именно поэтому и считают, что Россию нужно опасаться.
— А я считаю, что опасаться сегодня стоит не России или какой-то другой отдельной страны, а растущих националистических настроений, которые всё чаще возникают в разных странах Европы. Ведь именно приход к власти национал-социалистов в 1933 году на волне кризиса в Германии привел ко Второй мировой войне. Хочется надеяться, что человечество уже достаточно зрелое для того, чтобы понимать опасность таких настроений.
Глобализм и всемирное развитие привели нас к пониманию того, что наша планета едина, что у всех народов общие задачи. Разница в языках — это дело техническое, для этого есть переводчики. Я уверен, что мы, люди, всегда найдем общий язык. Когда-нибудь на самолете можно будет облететь земной шар часа за три, и тогда мы поймем, насколько эта планета маленькая. Единственная цель, которая должна стоять перед главами государств и народами, — сохранять Землю, делать это вместе, улучшать жизнь, а не показывать на какую-то страну пальцем. Я верю, что такой момент когда-нибудь наступит. Я тоже пытаюсь приблизить это своими усилиями.
Что самое главное в человеке? Это культура, свобода и уважение к Земле. Каждый может на своем месте в рамках своей профессии приближать решение этой благородной задачи. Я 45 лет работаю артистом. Для меня важно гармоничное выстраивание отношений с моими партнерами. Потому что это подобно работе оркестра над партитурой: у каждого своя функция, но вместе мы складываем одно симфоническое произведение.
— Картина «1+1» принесла вам популярность во всем мире. Вам не обидно, что, возможно, в самом громком фильме в вашей жизни вы уже снялись?
— Я совершенно об этом не жалею. Действительно, съемки в «1+1» — мой главный в жизни успех и фундамент моей международной славы. Это важный гуманистический фильм с огромным посылом к человечеству о необходимости дружбы, открытости, принятия людей.
По сути это история двух инвалидов: один — с ограниченными физическими возможностями, а другой — социально не адаптированный человек, не приспособленный к жизни в обществе. Персонаж Омара Си говорит в начале фильма: «Дайте мне ваши деньги, и я готов провести всю жизнь в инвалидном кресле». Но он не понимает, что это такое. Один дает защиту и комфорт, другой — физическое тело, ощущения, радость, ноги. Они приносят друг другу невероятную пользу и впоследствии расходятся, начав жить на принципиально ином уровне.
Мне кажется, важно разглядеть в каждом человеке потребность в любви и добре. Я снимаюсь в фильмах, в которых обязательно должна быть гуманистическая составляющая. Это мой личный вклад в этот мир.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков