Увлечение скандинавскими понятиями «хюгге», «кус» и «лагом» сегодня похоже на всемирную эпидемию. И хотя Норвегия неизменно считается одной из самых счастливых стран в мире, вновь прибывшим зачастую трудно быстро интегрироваться в общество.
На самом деле ключ к счастью в Норвегии весьма незатейлив. Просто выйдите на улицу.
Friluftsliv – это сочетание норвежских слов «свободный», «воздух» и «жизнь». Отказ от этой философской концепции является одной из ключевых причин, почему некоторые гости страны не могут акклиматизироваться в Норвегии.
Лорелу Дежарден потратила 9 лет своей жизни, пытаясь понять норвежскую культуру. И теперь она открыто пишет в блоге о своём превращении из городской девушки в кого-то, кто научился любить проводить выходные на природе.
Во время своего недавнего выступления на конференции TEDx Trondheim она объяснила, что хотя термин friluftsliv впервые введён норвежским драматургом Хенриком Ибсеном в 1859 году, он был частью норвежской культуры на протяжении сотен лет. «Удивительно, что воссоединение с природой по-прежнему являются частью норвежской души, несмотря на тот очень современный образ жизни, который сегодня ведут норвежцы», - говорит она.
«Речь идёт о простой жизни на природе, не разрушая и не нарушая её. Это не имеет ничего общего с коммерциализацией «фрилюфтслива» в социальных сетях, когда люди выстраиваются в ряд на вершине норвежских гор, чтобы сфотографировать себя», - объясняет Лорелу своё отношение к «фрилюфтсливу» как к философии жизни на природе.
Дежарден также объясняет, что «фрилюфтслив» не должен быть таким же экстремальным, как, например, восхождение на ледники. «Это может быть что-то простое: поход в воскресенье с семьёй в лес, катание на лыжах с друзьями по выходным или рыбалка с дедушкой».
«Фрилюфтслив» как образ жизни стал популярен не в последнюю очередь благодаря Норвежской ассоциации треккинга (DNT). В течение 150 лет DNT работала над тем, чтобы продвигать треккинг и улучшать условия для всех, кто любит широкий выбор развлечений на свежем воздухе в Норвегии. Сегодня эта организация насчитывает 250 тысяч членов. Многие из них добровольно и безвозмездно поддерживают обширную сеть пешеходных и лыжных трасс и 550 хижин по всей стране.
Кертис Руяк переехал в Осло именно из-за любви к жизни на открытом воздухе. Он превратил своё хобби в велосипедный туристический бизнес Viking Biking, чтобы показать всю красоту норвежской столицы её гостям. Система метро T-Bane доставляет пассажиров в леса, которые расположены всего в 20 минутах езды от центра города, в то время как общественная система паромов позволяет людям добраться до идиллических островов, находящихся всего в нескольких минутах от шумного причала Акер Брюгге.
Руяк уверен, чтобы в полной мере оценить суть «фрилюфтслив», нужно жить этим. «Когда вы посещаете Норвегию в качестве туриста, вы можете увидеть удивительную природу этой страны. Но когда вы живёте здесь и видите, как это влияет на повседневную жизнь каждого норвежца, это действительно поражает. Вы даже можете заметить, как это влияет на городское планирование и образование», говорит Кертис.
Что самое интересное, философию «фрилюфтслив» можно изучить в рамках курса Outdoor Education and Nordic Friluftsliv в Университете прикладных наук Западной Норвегии. Тем не менее, как объясняет Руяк, такое обучение начинается гораздо раньше, чем в аспирантуре. «У меня есть трёхлетняя дочь, которая катается на лыжах столько, насколько ей хватает сил, и шестилетняя дочь, которая жить не может без покорения горных вершин. Семейный отдых часто базируется на «фрилюфтсливе». Это концепция, которая пронизывает все аспекты жизни в Норвегии».
Выходные на природег. Осло, НорвегияСтолица Норвегии объявила войну автомобилям
Всё больше стран обеспокоено ситуацией с заторами и загрязнением выхлопными газами. Многие крупные города Европы разрабатывают программы по уменьшению на своих дорогах количества автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Одним из самых активных в этом плане является Осло.
Лондон и Стокгольм ввели плату за проезд в часы пик. Париж пытается запретить вождение в определенные дни в зависимости от того какой у автомобиля номер – чётный или нечётный. Однако самый амбициозный план по ограничению автомобильного трафика вынашивает норвежская столица – Осло.
Наиболее заметным изменением в столице Норвегии стало удаление общественных парковок. В конце прошлого года правительство удалило около 700 парковочных мест из центра города, заменив их скамейками, велосипедными стоянками и тротуарами. Около 50 оставшихся паркомест в основном зарезервированы для жителей с ограниченными возможностями и местных предприятий, которые зависят от доставки товаров.
Ещё одно большое изменение произошло благодаря реформе зонирования. Некоторые дороги в центре города были закрыты для частных автомобилей, другие были изменены – теперь движение по ним может осуществляться только в одном направлении. Городские власти установили знаки, информирующие водителей о новых правилах.
Планы муниципалитета Осло пресса и водители часто называли «запретом автомобилей», но это сильно преувеличивает существующую картину. Новая антиавтомобильная политика в основном затрагивает только компактный центр города. Более того, автомобили вряд ли будут запрещены полностью – прогуляйтесь по улицам Осло сегодня, и вы обнаружите, что транспортные средства создают там ещё много суеты.
Пока ещё слишком рано оценивать эффективность новых мер. Тем не менее, движение пешеходов в центре Осло выросло на 10% в четвертом квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом в 2017 году.
Ханна Маркуссен, вице-мэр по градостроительству и член Партии зеленых, отмечает, что самые успешные магазины Осло находятся на главной улице, где основная масса покупателей – это пешеходы. Правительство занимается составлением налоговых отчётов, чтобы измерить экономические последствия своих реформ. Исследование схемы ценообразования в Стокгольме показывает, что выгоды от таких факторов, как более короткое время в пути и более безопасные дороги, значительно перевешивают плату за проезд.
О крупнейшем городе Норвегии читайте здесьИз России в Норвегию начал курсировать первый арктический поезд
Первый туристический поезд, маршрут которого пролегает через арктический регион России, отправился в прошлом месяце в Норвегию со станции Санкт-Петербурга. В ознакомительном путешествии приняло участие более 90 человек из семи стран, включая США, Германию, Норвегию и Россию.
За проектом стоит немецкая туристическая группа Lernidee Erlebnisreisen, представители которой уверены, что Арктика очаровывает всех без исключения.
Поезд под названием «Zarengold», что с немецкого переводится как «Царское золото», укомплектован восемью пассажирскими вагонами и двумя вагонами-ресторанами. Он будет курсировать по маршруту Санкт-Петербург – Петрозаводск – исторический город Кемь – Мурманск. В Мурманске, крупнейшем городе к северу от Полярного круга, туристы будут сходить с поезда и пересаживаться на автобус, который доставит их в норвежский Киркенес. Затем путешественников ждёт прогулка на пароме в Осло или авиаперелёт на остров Шпицберген.
По словам организаторов, вся поездка занимает 11 дней и даёт возможность пассажирам поезда открывать для себя те регионы, в которые трудно попасть другим способом. Железнодорожные туристы смогут наслаждаться белыми ночами Питера, красотами северной части России, а также собственными глазами увидеть многие достопримечательности, внесённые в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе музей-заповедник Кижи и Соловецкие острова.
Комфорт в путешествии будут обеспечивать профессиональные повара, которые прошли обучение в Швейцарии, а также гиды и переводчики.
В будущем поезд должен стать регулярным. Пока запланировано две поездки в 2020-ом и четыре поездки в 2021-ом году.
О том, как путешествовать по Норвегии на поезде, читайте здесь
Flåm Zipline – уникальный опыт и незабываемые впечатления
Прокатитесь по головокружительному зиплайну Флома – самому длинному зиплайну на территории Скандинавии.
Длина пролёта фломского зиплайна, который берёт своё начало в Ватнахальсене, возле линии Берген – Фломская железная дорога, и заканчивается в Кордалене, составляет 1381 метр. Максимальная скорость, которую вы сможете развить, превышает 100 километров в час, а перепад высот составляет более 300 метров.
Вы побываете на станции Ватнахальсен, там, где Согне-фьорд встречается с высокогорной областью Скарвхеймен, а линия Берген соединяется с Фломской железной дорогой. С высоты 820 метров над уровнем моря вы сможете лицезреть потрясающие пейзажи фьордов, которыми славится Западная Норвегия. Это одно из самых живописных первозданных мест в мире.
Вы всё ещё будете чувствовать прилив адреналина, когда прибудете на сырную ферму Ралларроса, расположенную в конце зиплайна. Здесь вы сможете не только поделиться своими впечатлениями о спуске, но и попробовать невероятно вкусные сыры, лёгкие закуски и полюбоваться потрясающими пейзажами. На ферме производят традиционный коричневый и белый сыр из свежего козьего молока.
Максимальный вес для поездки на зиплайне не должен превышать 140 кг. Кроме того, не рекомендуется пользоваться услугами Flåm Zipline тем, у кого есть проблемы со спиной, шеей, лёгкими или сердцем. При этом велосипеды и крупные предметы багажа можно перевозить на зиплайне отдельно без дополнительной платы.
Добраться сюда можно по Фломской железной дороге, проследовав до станции Ватнахальсен, откуда до зиплайна всего пару пеших минут.
Традиционно зиплайны использовались для перевозки товаров, древесины, сена, бочек с молоком и даже животных с горных ферм. Некоторые из них были моторизованы, в то время как другие действовали за счёт гравитации. Ходят слухи, что пастухи спускали с гор при помощи зиплайнов козлов, которые после брачного сезона были просто неуправляемы.
Flåm Zipline работает летом и осенью с 10:00 до 17:00. Стоимость поездки, забронировать которую можно здесь, составляет NOK700.
О том, чем ещё заняться во Фломе, читайте здесьКупить частичку Норвегии за 2 млн крон
Небольшой рыбацкий остров Sakrisøya, который находится в муниципалитете Москенес на Лофотенских островах, может стать вашим менее чем за 2 миллиона норвежских крон.
Остров Sakrisøya площадью 0,6 квадратных километров на побережье Хельгеланда в Норвегии выставлен на продажу. Эта недвижимость находится далеко от цивилизованного мира и включает в себя дом площадью 90 квадратных метров, собственный причал и плавучий док. Цена продажи составляет 1 950 000 крон, что эквивалентно примерно $250 тыс. В стоимость покупки входят также несколько небольших островков, окружающих главный остров.
Виды, открывающиеся с острова, на самом деле выдающиеся. Отсюда отлично видно знаменитый горный хребет «Семь сестёр» (de Syv Søstre).
Чтобы увидеть Sakrisøya, вам придётся преодолеть более 33 километров на лодке. На скорости 37 километров в час дорога из Саннесшёэна, административного центра коммуны Алстахёуг в фюльке Нурланн, займёт около часа.
Пятикомнатный дом на острове самодостаточен. Он оборудован собственным источником электричества, который питается от ветровой турбины и солнечной батареи. В объявлении говорится, что собственность и её окрестности – это «Эльдорадо» с возможностями для охоты, катания на байдарках, дайвинга и рыбалки.
Нынешний владелец Свен Роджер Нордберг заявил, что, скорее всего, недвижимость на острове будет реализована в ближайшее время по причине высокого спроса.
И кто бы мог подумать, что кусочек рая может стоить каких-то $250 тыс.?
Вся информация о Норвегии здесьг. Тронхейм, НорвегияТревел-хак: как путешествовать из Осло в Тронхейм
Введя в поисковой строке Google запрос «How to travel from Oslo to…», вы можете увидеть самые популярные варианты. Туристы интересуются тем, как из норвежской столицы добраться до Бергена, Флома, Стокгольма, Копенгагена, фьордов, Ставангера и аэропорта. И практически ни одного упоминания о том, какой способ использовать, чтобы добраться до Тронхейма. Мы постараемся заполнить этот пробел.
Почему стоит посетить Тронхейм?
Третий по населению норвежский город славится своими достопримечательностями. Здесь есть легендарный средневековый Нидаросский собор, и нет тонущего в толпах туристов городского центра. Кроме того, округ Трёнделаг в центральной Норвегии – это новое направление для гурманов, а также здесь проводятся фестиваль Святого Олафа и фестиваль Pstereo. А если вы считаете себя истинным футбольным болельщиком, то обязательно посетите городской стадион «Леркендаль», чтобы поболеть за самый успешный норвежский клуб «Русенборг».
Самолётом. Это самый популярный вариант среди местных жителей. Внутренние рейсы между Осло и Тронхеймом очень быстрые, лёгкие и удобные. Компании SAS и Norwegian предлагают несколько рейсов каждый день. Чтобы перелёт не показался слишком дорогим, лучше бронировать билет за 7 дней до вылета. Время полёта с обеими авиакомпаниями обычно составляет 40-50 минут, хотя обычно они рассчитываются на 55 минут.
Поездом. Поезд очень популярен среди туристов, так как сочетает в себе возможность осмотра достопримечательностей прямо в дороге. Хотя маршрут Осло-Тронхейм не так интересен, как линия Берген, тем не менее, и он предлагает множество интересностей и незабываемых пейзажей. Национальный поездов Vy (ранее известный как NSB) предлагает так называемые билеты minipris, которые доступны при раннем бронировании заранее. С их помощью можно существенно сэкономить. Билет стоит 1 019 крон. Поезд прямого сообщения едет около 6 часов 50 минут. Главная линия Осло-Тронхейм также проходит через аэропорт Осло, а это означает, что вы можете путешествовать прямо в аэропорт из Тронхейма без необходимости заезжать в столицу. Это действительно может помочь, когда время ограничено.
На автомобиле. Если общественный транспорт вас не устраивает, всегда есть возможность взять напрокат автомобиль. Движение происходит по одной трассе – E6. По пути вам встретятся участки с довольно строгими скоростными ограничениями, поэтому вам нужно отвести 6-7 часов на прохождение 500 км пути. По пути есть много интересных остановок, в том числе Лиллехаммер, Национальный парк Рондане и Национальный парк Доврефьель. Аренда автомобилей в Норвегии недешёвая – ставки обычно на 50% выше, чем в других европейских странах. Вам также следует учитывать дорожные сборы и относительно высокую стоимость топлива, если вы планируете ездить на большие расстояния. Тем не менее, многие компании сегодня предлагают гибридные или электромобили, что поможет снизить стоимость путешествия. Аренда автомобиля для поездки имеет экономический смысл только в том случае, если вы путешествуете с намерением вернуться в Осло самостоятельно. Это связано с тем, что чем дольше вы арендуете автомобиль, тем ниже дневная стоимость его аренды.
Пешком. Не удивляйтесь. Люди действительно иногда путешествуют из Осло в Тронхейм на своих двоих. Эта дорога является одним из маршрутов паломников Святого Олафа к собору Нидарос. И хоть эта дорога не так известна, как, скажем, Камино де Сантьяго, она по-прежнему привлекает туристов со всего мира. Для преодоления 643-километрового маршрута потребуется 32 дня! Как правило, туристы выбирают лишь часть этой дороги: существует множество вариантов такого тура, как для индивидуальных, так и для групповых походов.
У каждого способа добраться до Тронхейма из Осло есть свои плюсы и минусы. Если у вас ограниченный бюджет и время, поезд – отличный вариант, который рекомендуют многим путешественникам.
О том, как провести время в Тронхейме, вы можете узнать здесь.
Фото visitnorway.ru