Ещё в сентябре эксперты туррынка в частных беседах отмечали, что не ждут в ближайшие месяцы на туристском рынке громких банкротств, как в прошлом году.
Никто не ожидал, что причиной новых судебных разбирательств и несостоявшихся туров может стать одна из крупнейших российских авиакомпаний. Однако проблемы перевозчика нарастали как ком, и уже в конце прошлой недели туроператор «Библио Глобус» предупредил партнёров-агентов о том, что не сможет вернуть деньги за туры, сформированные на базе перевозки «Трансаэро», если авиакомпания откажется от выполнения полётов. При реализации худшего сценария турагенты снова могут остаться один на один с клиентами.
В конце прошлой недели события развивались стремительно. «Трансаэро» информировала туроператора «Библио Глобус» о том, что перевозка на обратных рейсах, выполняемых авиаперевозчиком, будет осуществляться до 24 октября, а авиабилеты на всех обратных рейсах авиакомпании с 25 октября необходимо аннулировать. «В связи с заявлением авиакомпании у туроператора «Библио Глобус» отсутствует возможность осуществить выписку авиабилетов и передать полный пакет документов, необходимый для поездки всем туристам, у которых дата окончания поездки после 24 октября 2015 года. Следовательно, у туроператора отсутствует возможность исполнить обязательства по предоставлению туристского продукта указанной категории туристов, - говорится в письме «Библио Глобуса» к агентствам, которое было распространено 8 октября. - Денежные средства за приобретение авиабилетов у авиаперевозчика, оплачены нами в полном объёме за весь объём перевозки. Произведены оплаты партнёрам (отели, визовые центры, страховая компания) за все услуги, входящие в состав туристских продуктов». Возврат денежных средств за туристские продукты, аннулированные в связи с отказом авиаперевозчика оформить полётные документы, в нарушение условий заключенного соглашения, будет осуществлен только после возврата туроператору денежных средств со стороны авиаперевозчика и партнёров, подчёркивалось в письме.
Позже, 9 октября, ссылаясь на информацию, полученную от «Трансаэро», «Библио Глобус»проинформировал партнёров о том, что продолжается реализация туристских продуктов по направлениям: Москва - Хургада, Москва - Шарм-эль-Шейх, Москва - Пунта-Кана с обратным вылетом до 15 декабря 2015 года. И уже вечером того же дня появилось ещё односообщение, в котором говорилось о том, что «Библио Глобус», авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» договорились о перевозке всех туристов оператора до 15 декабря 2015 года. «Сегодня было принято решение о предоставлении туроператору дальнемагистральных самолётов Boeing-777 (из парка авиакомпании «Оренбургские авиалинии») для выполнения договорных обязательств между туроператором «Библио Глобус» и авиакомпанией «Трансаэро» по перевозкам туристов до 15 декабря 2015 года. Данное решение было принято в связи с невозможностью «Трансаэро» выполнить рейсы по направлениям туроператора собственными силами и аннулированием «Трансаэро» всех чартерных рейсов после 25 октября», - сообщает сайт туроператора. «Решение Группы компаний «Аэрофлот» – это настоящая партнёрская поддержка, рука помощи в сложнейшей для нас ситуации. Благодаря ему, мы, как и прежде, сможем предоставлять нашим клиентам высокий уровень обслуживания, высокотехнологичные решения и самые лучшие предложения на отдых по приемлемым ценам», - прокомментировал новость Александр Туголуков, управляющий директор «Библио Глобуса».
Таким образом «худший сценарий», к которому уже начали готовиться турагенты, работавшие с оператором, отложен на два месяца. Опрошенные STI эксперты туррынка, разошлись в оценке глубины продаж туроператора в сибирском регион. По мнению, Вероники Пенкиной, директора турфирмы «Золотая антилопа», в последнее время у «Библио Глобуса» были достаточно низкие цены, поэтому могло быть много проданных туров. Однако Ольга Тимохина, исполнительный директор Бюро путешествий «Гран-Тур», считает, что в целом в Сибири глубина продаж была небольшой, хотя могли быть уже проданы новогодние туры. Участники новосибирского туррынка отмечают, что в регионе фактически вообще сегодня нет глубины продаж, даже Новый год продаётся не очень активно, что не характерно для этого времени года.
Тем не менее, у кого-то из сибирских турфирм могли оказаться туристы с датой вылета после 25 октября или даже после 15 декабря. В этой связи заявление оператора о том, что он сможет вернуть деньги за туры, только когда получит их от «Трансаэро» и партнёров, не совсем корректно, считает Ольга Тимохина. Оператор должен официально заявить о том, что не может выполнить условия договора, и в 10-дневный срок туристу, согласно статье 782 ГК РФ, должны быть возвращены все деньги за тур, включая убытки. «Чтобы сохранить свою репутацию и остаться на рынке, туроператор должен заплатить туристам. «Библио Глобус» ежегодно отправляет 2,5 млн туристов, значит, у компании, если она не работает на оборотах, должна быть хорошая прибыль. Нужно разговаривать с партнёрами, гостиницами, возможно, компенсировать хотя бы деньги за наземное обслуживание. Это очень большая и сложная работа. Но если в этой ситуации оператор ничего не сможет вернуть, ему останется только объявлять себя банкротом», - говорит Ольга Тимохина. В то же время Лидия Напастюк, директор омской «Сибирской туристической компании», считает, что ситуация с «Трансаэро» может существенно сказаться на имидже туроператора, но неминуемое банкротство компанию ждёт в том случае, если она вернёт всё всем и сразу. «Думаю, что туроператор вернёт все средства, но когда это произойдёт, не понятно», - добавляет собеседница STI.
По мнению Зульфии Рыжовой, менеджера красноярской туркомпании «Атлантис», если оператору не будет оказана внешняя помощь, он вряд и справится с возникшей ситуацией, а агентствам стоит готовиться к часу X. «Думаю, наша главная ошибка была в неправильной оценке ситуации, мы все решили, что опыт изучен, уроки извлечены и ничего непредсказуемого уже не может случиться, - рассуждает Зульфия Рыжова. - Однако ситуация с «Трансаэро» показывает, что такого опыта ещё не было – ставить возврат средств в зависимость от возврата средств партнёрами. Многие туристы до сих пор ещё покупают туры в кредит, им не интересны трудности авиакомпании и оператора, они придут за своими турами к нам, в агентство. Поэтому это становится, прежде всего, нашей проблемой».
В любом случае эксперты советуют участникам рынка работать в правовом поле. «В таких случаях турагента могут вынуждать аннулировать тур, но делать этого ни в коем случае нельзя, - предупреждает Ольга Тимохина. – При аннуляции туров, возврат денег может быть удержан в виде штрафа. Тогда агенты остаются один на один со своими клиентами». «Агентствам остаётся работать в юридическом поле, потому что заплатить всем туристам из собственного кармана не реально. Если агентство всё делало официально через банк, то у него есть все документы, все договоры, нужно помогать туристам получать деньги через суд», - добавляет Вероника Пенкина.