Не могу оставить без внимания свежую новость: рекомендованный Минкультом и Ростуризмом образец "Договора о реализации туристского продукта". Первая мысль, что пришла в голову, прочтя анонс, была "Ура! Свершилось!". Последняя, уже после прочтения самого документа, -"Страшно далеки они(разработчики документа) от народа...(читай «от реалий современного туристического бизнеса»).
Отрефлексировав сутки, решила, что нельзя молчать, надо писать, вдруг наверху услышат... А то вся отрасль будет мучиться, пытаясь совместить несовместимое, как уже было в недалеком прошлом с понятием "туристская путевка". Напомню, что с 2007 по 2012 год турфирмы искали место в бланке туристской путевки,( разработанной, к слову заметить, Ростуризмом), куда нужно записать УСЛОВИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ, как того требовал Закон "Об основах туристской деятельности", а автор (разработчик) бланка это место совсем не предусмотрел! Или, страшная догадка, Закон - то пресловутый автор и не читал! Слава, не знаю кому, правда, что после пяти лет мучений , наконец-то ,те два абзаца из 1-ой и 10-ой статьи отраслевого закона, ко всеобщему облегчению туристской общественности, отменили (вычеркнули из Закона).
Сегодня перед нами новый документ, на мой взгляд, самый сложный и важный в современном документообороте любой турфирмы, это "Договор о реализации туристского продукта", для удобства назовем его ДоРТП. Я намеренно не делаю пока различия между продавцами этого туристского продукта, будь-то сам туроператор или его турагент. Данный документ не только должен учитывать все требования отраслевого туристского законодательства, но еще и релевантные нормы всем известного закона "О защите прав потребителей" и в меньшей степени известного(но не менее важного) закона "О персональных данных".
Договор о РТП в реалиях сегодняшнего дня –это единственный, по сути дела, оберег, назовем его так, или подушка безопасности, которые призваны защищать турфирму, первое, от потребительского экстремизма, и, второе, от проверяющих органов в лице, как минимум, Роспотребнадзора и Роскомнадзора. Роспотребнадзор еще а августе 2007 года разработал соответствующую инструкцию для своих сотрудников, ЧТО проверять в Договоре о реализации туристского продукта и какие статьи КОАПа применять для наказания нерадивых турфирм. Уже тремя годами позднее и Роскомнадзор стал нередким гостем в офисах турфирм, проверяя все тот же Договор о РТП на соответствие уже закону «О персональных данных».
ЧТО было делать мелкому розничному бизнесу в туризме -турагентствам со штатом от 2 до 5 человек, для которых содержание квалифицированного юриста на постоянной основе - непозволительная роскошь? Ответ прост: сочинять самим, скачать с сайта старшего брата -туроператора ,так называемый, «рекомендуемый договор для заключения с туристом», найти что-нибудь похожее в интернете или купить у фирм, предлагающих за вознаграждение разработать подобный документ. Ни один из перечисленных вариантов не решал проблемы полностью, потому что ПОКУПАТЕЛЬ –турагент, не мог качественно проанализировать полученный документ на стопроцентное соответствие Закону в данный конкретный момент времени, потому что законодательство перманентно меняется и дополняется. У него, турагента, масса иных забот. Договор о реализации туристского продукта –это лишь необходимый инструмент в ежедневной работе, но ЧТО ТАМ ВНУТРИ договора агент вспоминал лишь, когда пришла проверка и нашла изъяны в Договоре , когда турист написал претензию, обратился в суд ,или, и того хуже, когда туроператор обанкротился.
На своих семинарах я всегда рекомендую директорам мелкого туристского бизнеса регулярно читать свой и обязательно чужие доступные договоры на предмет поиска интересных формулировок и решений, хотя бы перед сном, если в течение дня нет времени.
Конечно же , давно назрела необходимость ,скажем, квалифицированного методического сопровождения туристского бизнеса. Вспоминаются старые и уже почти забытые советские времена, когда весь туризм был жестко регламентирован вертикалью власти, и даже талон на питание (да, был такой), наряд на экскурсию, договор регионального бюро с вышестоящим Советом по туризму выглядел одинаково и в Москве и на Камчатке. Центральный совет по туризму и экскурсиям разрабатывал и утверждал все необходимые в работе туристской отрасли документы, являющимися обязательными для всех, назовем современным языком, участников рынка. В ту пору это были уже забытые бюро путешествий и экскурсий и экскурсионные бюро. Та же история повторялась и в «Интуристе» и в «Спутнике», занимающихся обслуживанием иностранных туристов на территории СССР. Я не призываю вернуться обратно, но абсолютно не лишним будет изучить свой собственный исторический ПЕРЕДОВОЙ опыт и взять его на вооружение.
Непонятно только ПОЧЕМУ начали именно с Договора о реализации туристского продукта, а не с агентского договора между туроператором и турагентом, который во многих смыслах является ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ для турагента при разработке договора с потребителем. Некоторые из присутствующих на рынке операторских договоров --прямо-таки хулиганские и антизаконные в отношении турагентов. Правда, стоит отметить, что турагенты не спешат в суд оспаривать подобные анти-нормы в договоре, поскольку силы не совсем равны, да и денег нет. Себе дешевле получается, что лучше попросту не работать с таким туроператором.
Вернемся же к анализу предлагаемого документа, вышедшего из под пера двух ведомств, курирующих на сегодняшний день сферу туризма в РФ.
Начнем с преамбулы.
Почему вдруг стороной по договору выступает Турист , а не Заказчик туристского продукта? Об этом завтра