Гарантии для туристов вносят в электронную путевку

После скандала с «Натали Турс» туроператоров заставят перейти на электронные путевки — Министерство культуры разрабатывает соответствующие поправки в законодательство.

Предполагается, что со следующего года игроки рынка обязаны будут вносить всю информацию о турах в единую электронную базу. Тогда туристы самостоятельно смогут отслеживать, поступили ли деньги оператору, оплачен ли авиабилет и другие услуги.

Кроме того, если у туроператора возникнут проблемы, то можно будет оперативно установить, сколько человек пострадали и какая помощь им нужна. Об этом рассказал советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин.

«Электронная путевка необходима, прежде всего, туристам. Фактически это как раз инструмент защиты клиентов, который обеспечит прозрачность нашей отрасли. Я думаю, что этот механизм, который может стать обязательным с 1 января 2019 года, позволит до начала путешествия иметь всю актуальную информацию о платежах, наличии авиабилетов, ваучера на отели и многих других сервисов. Это важный механизм и для финансового обеспечения туристических компаний.

По истории с "Натали Турс" мы уже видим, что финансового обеспечения недостаточно, чтобы покрывать риски такого туроператора.

Фактически электронная путевка будет регламентировать объем предложений на рынок, и если игрок превышает предыдущие показатели, то размер финансового обеспечения или банковской гарантии будут корректироваться в большую сторону, — пояснил Дмитрий Горин. — Конечно, нужен адаптационный период. Туристические компании активно проводили тестирование электронной путевки. Для бесперебойной работы нужно примерно полгода для окончательного этапа ее внедрения».

До сих пор неизвестно точное число россиян, пострадавших из-за проблем у «Натали Турс»: в начале июля туроператор объявил об аннуляции всех проданных путевок до 1 октября. Причиной стали долги перед зарубежными партнерами, при этом в компании заверили, что не намерены останавливать работу.

По последним оценкам Ассоциации туроператоров России, отмена туров может затронуть свыше 30 тыс. человек. Общая сумма ущерба составляет 1,2 млрд руб. И финансовых гарантий «Натали Турс» хватит лишь на компенсации в лучшем случае 13% пострадавших, рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

«По информации, которую нам предоставил источник, компания говорит о 14 тыс. турпакетах, реализованных до конца года, то есть это 14 тыс. туров, которые не состоятся. На данный момент туроператор объявил об отмене всех туров до 30 сентября. Формально туры после этой даты не отменены. Но люди пока не могут получить информацию о том, полетят ли они отдыхать или нет, оплачены ли гостиницы или нет. Поэтому все ориентируются на заявления "Натали Турс", которые становятся все более невнятными. На 50 млн руб. есть финансовая гарантия страховой компании на то юридическое лицо, с которым было заключено большинство договоров о реализации продукта "Натали Турс"; и есть фонд персональной ответственности в размере примерно 5 млн руб. Из его средств также возможны выплаты компенсаций туристам. Но это может произойти только в случае приостановки деятельности туроператора, — отметила Майя Ломидзе. — Что касается непосредственно выплат клиентам, то в начале июля было заявление самой компании о компенсаций в 800 тыс. руб. Это примерно выплаты за десять турпутевок, и после этого ни одной выплаты не производилось. Мы знаем, что люди продолжают отправлять заявления о возврате денег за несостоявшийся тур. Сама "Натали Турс" сообщила, что таких заявлений уже 6 тыс. При этом сама компания говорит о том, что турист может воспользоваться так называемым гарантийным обязательством с апреля 2019 года, но мне кажется, желающих уже нет. Турист также может написать заявление и ждать выплаты компенсации в порядке живой очереди. И, наконец, если у клиента компании есть оплаченные билеты на регулярные рейсы, то он может ими воспользоваться и отправиться в поездку, повторно оплатив гостиницу, но за это уже ему денег никто не компенсирует».

Власти еще раньше пытались перевести туроператоров на электронные путевки. Ростуризм потратил на разработку системы больше 500 млн руб. Но, по данным СМИ, пока ни один из туроператоров не перешел на новую схему работы из-за технических недостатков электронной базы. В Ростуризме обещают доработать ее к началу следующего года.

Яна Пашаева

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Другие новости по теме «Законодательство»

Май 26, 2020 - 18:27

Кризис, связанный с распространением эпидемии коронавируса, обнаружил многочисленные системные сбои в работе отечественного туррынка. По мере погружения в проблемы всё большее число его участников начинают осознавать, что нарастание «серых трендов» в туризме является не следствием сбоя в работе механизмов финансовых гарантий, о чём, к примеру, недавно заявил РСТ. Причина глубже: в несоответствии понятийного аппарата – основы отраслевого закона - реалиям сегодняшнего дня.

 

Май 25, 2020 - 09:55

Госдума в пятницу приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о внесении изменений в закон о туристской деятельности, которые позволяют правительству устанавливать особенности отмены либо переноса бронирований мест в гостиницах и приобретенных у туроператоров путешествий.

 

Май 23, 2020 - 10:20

Госдума приняла закон, освобождающий предприятия малого и среднего бизнеса (организации и ИП) из наиболее пострадавших отраслей, а также социально ориентированные некоммерческие организации от уплаты налогов (за исключением НДС) и страховых взносов за II квартал 2020 года.

 

Май 23, 2020 - 10:01

Возможность перенести на более поздний срок туры, несостоявшиеся из-за пандемии, позволит туроператорам выполнить свои обязательства.