Для посетителей открылся отремонтированный третий этаж Центрального корпуса: здесь, в анфиладе залов, разместилась постоянная экспозиция «Художественные коллекции Гатчинского дворца». Также 21 июня на первом этаже Центрального корпуса откроется выставка одного экспоната, посвященная мозаике XVIII века «Св. Франциск из Паулы» из коллекции музея.
На экспозиции «Художественные коллекции Гатчинского дворца» представлены картины, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, составляющие часть Гатчинской коллекции, сохраненной во время войны и возвращенной музею. Эвакуации музейных ценностей в годы войны и главному хранителю Гатчинского дворца-музея – Серафиме Николаевне Балаевой – посвящен один из залов экспозиции.
Часть выставки составляют картины западноевропейских художников конца XVII – XVIII веков. Некоторые из них принадлежали первым владельцам Гатчины: «Изгнание из рая» Луки Джордано украшало собрание графа Г. Г. Орлова, а «Натюрморты» Луки Форте – коллекцию императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. В нескольких залах можно проследить «в лицах» историю России от эпохи Петра I до второй половины XIX века: правящие особы, члены императорской семьи, видные государственные и военные деятели – всего представлено около 80 портретов. Один из залов посвящен работам прославленного итальянца Пьетро Ротари, грациозные женские «головки» которого стали символом эпохи рококо. В ближайшие годы будет отреставрирован один из исторических интерьеров дворца - Комната Ротари, и картины художника вернутся на свое историческое место.
Мозаика XVIII века «Св. Франциск из Паулы» из коллекции музея продолжает цикл выставок одного экспоната, ставший традиционным для ГМЗ «Гатчина». Судьба этого шедевра мозаичного искусства загадочна и скрывает множество тайн. О ней доподлинно известно лишь то, что мозаика, латинское название которой Charitas («Каритас» - милосердие), была преподнесена в 1767 году Екатерине II, о чем свидетельствует дарственная надпись. Как мозаика попала в Гатчинский дворец – не известно. По одной из версий, Екатерина подарила ее своему фавориту Григорю Орлову, первому хозяину Гатчины. Долгое время о мозаике не было ничего известно, и лишь в 1924 году, в ходе исследовательской работы, ее обнаружил один из первых директоров Гатчинского музея Владимир Кузьмич Макаров. Занимаясь изучением своей находки, Макаров предположил, что изображенный на ней молящийся монах - святой Франциск из Паулы, и дал мозаике соответствующее второе название.
Перед современными исследователями, взявшимися за изучение этого полотна, возникло множество вопросов: действительно ли на мозаике изображен святой Франциск? Что послужило прототипом для этого изображения – живописное полотно или гравюра, и кто его автор? На эти и многие другие вопросы еще предстоит найти ответ, а пока кураторы выставки одного экспоната в Гатчинском дворце предлагают посетителям увидеть загадочный шедевр XVIII века и самим постараться разгадать его тайну.