Газпром поможет ГМЗ «Царское Село» восстановить личное пространство Екатерины II

Обычно в этих помещениях ГМЗ «Царское Село» проводил свои временные выставки. Они были просто комнатами без какого либо декора. Взглянуть на несколько веков назад и понять, какое великолепное убранство полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны, позволила нам презентация совместного проекта Государственного музея-заповедника «Царское Село» и ПАО «Газпром» «Екатерина II. Личное пространство», который подразумевает воссоздание внутреннего убранства восьми интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца.

Проект рассчитан на период с 2019 по 2023 годы и предусматривает воссоздание Синего (Табакерка), Зеркального и Серебряного кабинеов, Опочивальни, Купольного и Китайского залов, , Туалетной и Рафаэлевская комнат – восьми уникальных интерьеров, созданных в XVIII веке Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги.

В начале октября музей объявил конкурс на выполнение работ по воссозданию декоративного убранства пяти комнат Екатерины II в Зубовском флигеле.

«Уже в 2019 году мы планируем приступить к работам по восстановлению утраченной отделки пяти интерьеров: Синего, Зеркального и Серебряного кабинетов, Опочивальни и Купольного зала. Предполагаем завершить их в декабре 2022 года. Параллельно будем разрабатывать документацию для воссоздания ещё трех интерьеров, в том числе Китайского зала», – рассказывает о первоочередных планах директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

«C 2015 года мы развиваем наше сотрудничество с Государственным музеем-заповедником «Царское Cело». За это время на благотворительные средства ПАО «Газпром» проведены уникальные по уровню сложности реставрационные работы, и сегодня мы начинаем новый масштабный этап, рассчитанный до конца 2023 года. Его результатом станет воссоздание внутренних убранств восьми залов Зубовского флигеля Екатерининского дворца, ранее недоступных для посещения», — комментирует пресс-секретарь председателя правления ПАО «Газпром» Сергей Куприянов.

Предстоят сложнейшие работы по поиску решений и методов воссоздания различных элементов декора. Сначала эти методы будут отработаны в реставрационных мастерских.

Основой для воссоздания интерьеров служит бесценный иконографический материал из коллекции музея – акварели, фотографии довоенного времени, а также коллекция автохромов, выполненных в 1917 году – на них изображены апартаменты Екатерины II в Большом Царскосельском дворце. Это позволит нам совершить небольшую экскурсию по личным аппартамннтам Екатерины II, которые ей так понравились, что она переехала в них ещё до окончания полной постройки.

Зубовский флигель Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца реконструирован в 1779-1780 годах по проекту архитектора Юрия Фельтена. На втором этаже Екатерина II оформила для себя личную половину, пригласив для работы над интерьерами шотландского архитектора Чарльза Камерона.

23 августа 1779 года Екатерина II пишет в письме Фридриху Мельхиору Гримму (немецкий публицист эпохи Просвещения, критик и дипломат, многолетний корреспондент императрицы Екатерины II): «Сейчас я устроилась с мистером Камероном: родом шотландец, якобит по убеждениям, большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных банях…». В его лице императрица нашла человека, столь же фанатично увлеченного античным искусством, как и она сама. Камерону, приехавшему по приглашению Екатерины II из Англии, поручили продолжить уже начатые работы во дворце, но в его собственной интерпретации прекрасных образцов из наследия римлян и эллинов. Камерон был архитектором нового, классического направления в архитектуре XVIII века. Каждое помещение для императрицы в Новом (Зубовском) флигеле он задумывал не похожим на другие. Когда были готовы лишь две комнаты жилых покоев, императрица переехала в них.

В этих изысканных комнатах демонстрировалась «простота со вкусом» – минимум позолоты и резьбы, богатых тканей и ковров; много пространства и воздуха, отличных картин на стенах, книг в шкафах, несколько великолепных кресел, стульев, столов и бюро. Новые необычные материалы украшали комнаты, отделанные Чарльзом Камероном, – синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала; камины вместо громоздких печей; белоснежная лёгкая лепка вместо объемной золоченой резьбы.

Зеркальный кабинет – это небольшое камерное помещение с двумя окнами в сад и дверью на Зеркальную площадку – крытую террасу с колоннами. В жаркие летние дни у одной из стен ставили обтянутый зеленым сафьяном диван и стол для занятий императрицы, где она работала по утрам. Все стены и двери кабинета были оформлены зеркалами, разделенными узкими майоликовыми пилястрами, потолок украшен живописью в стиле итальянского Возрождения; большой элегантностью отличался паркет наборного дерева. В Зеркальном кабинете императрица два раза в неделю разбирала иностранную почту и отвечала на письма, здесь же она любила заниматься бумажными слепками.

Синий кабинет относился к любимым покоям Екатерины II, которая назвала его за миниатюрные размеры Табакеркой. Именно в этом кабинете императрица любила отдыхать в обществе особо приближённых лиц. Стены «Табакерки», по замыслу Камерона, были облицованы молочно-белым и синим полированным стеклом, украшенным золоченой бронзой. Двери обрамляли колонны из синего стекла; над ними – изящный фронтон. В дань моде того времени – в память военных побед России над Турцией – здесь стоял диван в восточном стиле, обитый шёлком синего цвета. Кабинет украшал уникальный мебельный гарнитур, состоящий из изящного столика и двух банкетов из синего и белого стекла с бронзовыми украшениями.

Во второй половине 1780-х годов часы послеобеденного отдыха Екатерина посвящала чтению Шекспира; здесь она написала цикл хроник: «Начальное управление Олега», «Историческое представление из жизни Рюрика» и незавершенную – «Игорь», имевших подзаголовок «Подражание Шекспиру без сохранения театральных обыкновенных правил». Зимой эти пьесы ставились в Эрмитажном театре Зимнего дворца.

Опочивальня состояла из двух частей: большая – с камином и диваном, и меньшая – с альковом за зеркалом, где находилась кровать, стенным шкафом для белья, чайной посуды и других, необходимых для такого интерьера предметов. В этой спальне впервые в России так широко было использовано стекло и зеркала. Архитектор добился исключительного эффекта: зеркала словно раздвигали стены, тридцать девять колонн с бронзовыми позолоченными базами и капителями лилового (или «аметистового», как его называли в XVIII веке) стекла украшали интерьер. Рисунок плафона был повторён в рисунке паркета. Спальню украшали произведения из неглазурованного фарфора, выполненные на мануфактуре Веджвуда.

Интересна история Серебряного кабинета: над его созданием работали почти все архитекторы императрицы, но, к сожалению, материалов, свидетельствующих об участии Чарльза Камерона в создании Серебряного кабинета в 1779-1780 годах, не сохранилось. Модель зала была изготовлена в 1778 году зодчими Юрием Фельтеном и Ильей Нееловым; в 1791 году переделать Серебряный кабинет было предложено архитектору Джакомо Кваренги.

Важная роль в убранстве Серебряного кабинета была отведена камину и зеркальной раме над ним. Во всех личных комнатах Екатерины II Камерон вместо печей установил камины. Самое большое зеркало в кабинете было украшено по периметру живописными картинами, выполненными художником Джованни Батиста Дель Эра в технике энкаустики, а в простенках между зеркалами были размещены пилястры с росписью.

С 1780 года в Серебряном кабинете императрица Екатерина II принимала исторические решения; выслушивала доклады своих министров и секретарей; подписывала указы; принимала важных государственных деятелей. Именно в этом кабинете был подписан указ об аресте Александра Радищева и сожжении его книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Китайский зал – самый большой среди личных покоев императрицы. Он представлял собой своеобразный музей, где были собраны уникальные коллекции из китайских, японских и монгольских предметов искусства из лака, фарфора, металла, дерева и кости. Модную китайскую тему автор интерьера Камерон интерпретировал, используя в украшении зала как подлинные предметы восточного искусства, так и изделия в стиле «шинуазри»: камин, мебель, осветительные приборы были выполнены по его проекту. Стены Китайского зала украшали панно коромандельского лака. В середине XIX века архитектор Ипполит Монигетти изменил архитектурное убранство зала, сохранив при этом наиболее интересные экспонаты – покрытые тонкой резьбой ручной работы коробочки и вазы красного пекинского лака; шахматы из слоновой кости; фарфоровые блюда и вазы; нюхательные флаконы из хрусталя и нефрита; фигурки божков из цветных камней. Вдоль стен были расставлены живые растения и цветы. Китайский зал предназначался для ожидания статс-секретарей приёма императрицы, которых она принимала в своих личных комнатах, чаще всего – в Серебряном кабинете.

Купольная столовая входила в число сугубо личных комнат Екатерины II и служила приватной столовой: интерьер был виден только через открытые двери Китайского зала. Это единственное помещение на частной половине, имевшее купол. В двусветном (высотой более восьми метров) зале был использован оригинальный приём – купол поддерживали двадцать деревянных колонн, окрашенных под порфир; росписи и тончайшая лепка между люнетами, медальоны на парусах и наборный паркет (из восьми пород привозной древесины) служили украшением комнаты, в центре которой стоял круглый стол, сервированный фаянсовым сервизом с изображением сельских полевых цветов, изготовленным на английской фабрике Веджвуд.

Между Зеркальным кабинетом и Туалетной находилась Рафаэлевская – небольшая проходная комната с одним окном в парк и дверями, ведущими в Туалетную и Зеркальный кабинет. Все стены Рафаэлевской были украшены гравюрами с картонов Рафаэля, мотивы которых были почерпнуты им при раскопках Золотого дома Нерона в Риме. Мысль устроить при Эрмитаже в Санкт-Петербурге залы с копиями фресок ватиканских Лоджий появилась у Екатерины II в сентябре 1778 года. Постройка Лоджий, устройство и размещение в них фресок были поручены Джакомо Кваренги, который завершил работу в 1787 году.

В ожидании грандиозного чуда в Эрмитаже в летней резиденции Царского Села в 1783 году был осуществлен скромный вариант. «Покой» был выкрашен белой краской и украшен эстампами известного итальянского живописца и рисовальщика Джованни Вальпато, который был одним из апостолов новых эстетических вкусов, способствовавших продвижению идеалов классицизма в искусстве и нового «римского» стиля – в орнаментике.

Окна Туалетной выходили в парк. Стены тёплого розового тона были элегантно отделаны в виде сложных декоративных порезок из алебастра и картин – небольшого формата, круглых, прямоугольных и квадратных, изображающих цветы, фрукты, пейзажи и пасторальные сцены. В этом помещении Екатерина II обычно готовилась к торжественному выходу; здесь ее причёсывали, одевали, украшали драгоценностями. Здесь она переодевалась и отдыхала после больших приемов; здесь же находилась ванна, тщательно закрытая кушеткой.

Остаётся надеется, что наша прогулка по пока несуществующим интерьерам Екатерины II осуществится в указанные сроки.

Следует отметить, что это не единственный совместный реставрационный проект музея-заповедника «Царское Село» и ПАО «Газпром». В апреле 2019 года завершена реставрация церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце – архитектурного шедевра XVIII века, созданного по проекту Франческо Растрелли. В июне 2019-го открылся для посетителей Лионский зал – один из самых нарядных и гармоничных интерьеров XIX столетия, отделка которого тоже была утрачена в годы Великой Отечественной войны. А из Лионского зала — прямая догорога в частные покои великой  императрицы

Фото newreportage.ru

Другие новости по теме «Музеи, памятники»

Март 6, 2021 - 09:03

Восстановленные залы Михайловского замка времен Павла I в Санкт-Петербурге, интерьеры которых были утрачены еще в XIX веке, впервые будут показаны публике в Международный день музеев 18 мая. Об этом сообщил в пятницу генеральный директор Русского музея Владимир Гусев во время осмотра отреставрированных помещений с заместителем министра культуры РФ Аллой Маниловой.

 

Март 5, 2021 - 19:31

Роль женщины в искусстве – это особая, важная и волнующая тема, которая вызывает неизменный интерес. Музы, сподвижницы, создательницы и соперницы, вдохновляющие на шедевры и меняющие законы искусства – всё это можно сказать о героинях выставки «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве», которая проходит в Палаццо Реале (Милан).

 

Март 5, 2021 - 09:37

Участники состоявшегося на сайте проекта "скульпТУТУра" конкурса создали виртуальную энциклопедию монументов, которые могут привлечь внимание туристов во всех регионах. В топ-100 вошли и два арт-объекта, расположенных на территории края. Сочинский "Конь в пальто" занял 91-е место, а краснодарский "Памятник кошельку" расположился на 99-м.

 

Март 2, 2021 - 16:23

Российские музеи возобновят проведение мероприятий для организованных групп школьников в рамках образовательных программ, но группы должны быть сформированы из учеников одного класса, сообщила пресс-служба Роспотребнадзора.