Не немцы, не испанцы и не британцы, а, по мнению специалистов, россияне из Калининградской области могут стать в будущем самой многочисленной группой иностранных туристов, приезжающих в Гданьск. И мы должны к этому подготовиться. Сейчас в «Трехградьи» (агломерация Гданьск — Сопот — Гдыня, — прим. пер.) есть несколько мест, в которых можно почувствовать, что Калининград — это не какой-то анклав на конце Европы, а самый географически близкий к нам крупный город (даже Ольштын находится на несколько километров дальше). Это магазин Икея, аквапарк в Сопоте, торговый центр «Балтийская галерея» и супермаркет Lidl поблизости от него. Каждый из этих объектов — обязательный пункт экскурсии, которую раз в несколько недель устраивают себе самые состоятельные жители Калининграда. Что они покупают? По словам Лены, встреченной нами в гданьском Lidl, практически все подряд: «В Балтийской галерее мы покупаем одежду, потому что большинства представленных там западных марок у нас просто нет. Покупаем электронику — в Гданьске больше выбор и значительно дешевле». В Икее, разумеется, в багажник попадает мебель, в супермаркете Lidl (который популярен у россиян из-за своего местоположения) Лена покупает еду. Ее интересуют не немецкие продукты по выгодным ценам, которые пользуются спросом у польских покупателей, а самые обычные вещи — польское молоко, яйца, мясо. «Они в два раза дешевле, чем в Калининграде, и, как мне кажется, лучше», — говорит наша собеседница. На стоянках перед упомянутыми магазинами среди машин с российскими номерами, заканчивающимися на 39 (код Калининградской области) преобладают шикарные автомобили —«Порше», «Лексусы», «Мерседесы». «Это клиенты премиум-класса, — говорит директор Поморской региональной туристической организации Войчех Крефт (Wojciech Kreft). — Их число постоянно увеличивается. У них нет проблем с визами, и они оставляют в нашем регионе очень большие деньги». Последние годы стали в этом плане настоящей революцией. «До введения виз, которое было связано с присоединением Польши к шенгенской зоне, между Гданьском и Калининградом перемещались в основном простые люди. Это было видно, например, по наполняемости наших автобусов, ходящих между городами. После введения виз пассажиропоток прекратился», — говорит руководитель автобусной компании PKS-Гданьск Петр Тополевич (Piotr Topolewicz). Сейчас ситуация вновь может радикально измениться. Вероятнее всего уже в июне вступит в силу договор о малом приграничном движении с Россией. Жители всей Калининградской области смогут без виз, на основании специального пропуска, многократно въезжать в обозначенный район по польской стороне границы – его западной точкой будет как раз «Трехрадье» (желание изначально включить в эту зону Гданьск стало одной из причин пересмотра прежнего договора). В Калининграде живет 430 тысяч человек, а в области в целом — около миллиона. Проблема в том, что Поморский район не готов к их приему. «Что скрывать: с россиянами у нас проблема, я бы сказал, историко-психологического свойства. Когда в фирме заходит разговор о том, чтобы сделать что-то под российских туристов, многие начинают крутить носом, потому что не считают их той группой клиентов, за которых стоит бороться», — говорит директор одной из гданьских гостиниц. А бороться стоит. «Не исключено, что если расширенная зона приграничного движения окажется успешным нововведением, именно россияне станут в Гданьске самой многочисленной группой иностранных туристов», — считает Крефт. Пока «проснулись» город и аэропорт: Гданьск собирается на апрельскую туристическую ярмарку в Калининграде. Там будут и представители аэропорта, которым сейчас активно пользуются россияне из Калининградской области. В результате могут появиться, например, специальные туристические приложения в местной прессе. «Для нас Калининградская область — это отличный источник новых пассажиров. Мы являемся самым близким к Калининграду воздушным портом, который предлагает настолько широкую сеть направлений», — говорит директор аэропорта имени Леха Валенсы в Гданьске Томаш Клосковский (Tomasz Kloskowski).