Генпрокурор: авиакомпании в России завышают цены на билеты

Юрий Чайка обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с предложением обуздать ценовые аппетиты авиаперевозчиков. Авиакомпании умело используют устаревшие нормативные акты — такое объяснение высоким ценам дает Чайка (его письмо Дмитрию Медведеву от 18 июля есть в распоряжении «Ведомостей»).

«Проведенная проверка Генпрокуратуры с привлечением ФАС показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно. В том числе и путем навязывания дополнительных услуг, которые включаются в различные тарифы экономкласса <...> В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза», — жалуется генпрокурор премьеру. Количество дешевых билетов ограничено, пассажирам приходится приобретать билеты по высоким тарифам с дополнительными услугами, в которых они, как правило, не нуждаются. Такая ситуация сложилась на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот», «Сибирь», «Татарстан» и «Ак барс аэро» на рейсах из Москвы в Хабаровск, Казань, Новосибирск, перечисляет он.

Все это результат того, что в авиационной отрасли действуют устаревшие нормативы (1992-1993 гг.). Они вводились, когда в России была лишь одна авиакомпания — «Аэрофлот», и не содержат механизмов рыночного регулирования, считает Чайка. По указанным актам прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки. При этом в себестоимость включаются расходы, которые не являются операционными (на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары). Авиакомпании также компенсируют за счет других пассажиров, например, предоставление скидок детям до 12 лет в период летних каникул.

Не урегулировано и ценообразование в бизнес-классе, жалуется Чайка. Оказывая эти услуги, авиакомпании завышают себестоимость перевозки в 2 раза. Генпрокурор просит премьера поручить Минтрансу с участием заинтересованных органов принять комплекс мер (нормативно-правового характера), направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова подтвердила, что письмо получено и по нему «готовится поручение [вице-премьера Аркадия] Дворковича».

Топ-менеджер крупной авиакомпании говорит, что прибыль в 20%, которую приписывают перевозчикам, — «даже не мечты, а грезы». Если мы установим рентабельность на уровне 20%, то билеты подорожают на 18%, добавляет он. Его коллега из другой авиакомпании, входящей в топ-5, продолжает: «В письме совершенно не учтена специфика авиаперевозок. Нельзя вырывать из контекста всей системы продаж один рейс».

«Европейские рейсы рентабельны. Но на большинстве внутренних рейсов, где НДС — 18%, дорогое аэропортовое обслуживание, топливо — до 40% в стоимости авиабилета, перевозчики летают в убыток. Издержки перекладывают на другие популярные направления, — объясняет главный редактор “Авиатранспортного обозрения” Алексей Синицкий. — Работа перевозчика — тонкий механизм. Например, чтобы установить конкурентную цену в экономклассе, авиакомпании повышают цену в бизнес-классе. Прибыль от высокого летнего сезона дотирует перевозки в низкий сезон, поэтому билеты летом дороже. Что касается прибыли, то согласно подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта в среднем она составляет 0,6%», — резюмирует Синицкий.

Представители крупнейших российских авиакомпаний — «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», «Ютэйр» — от комментариев отказались.

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Октябрь 17, 2018 - 11:58

Современные лайнеры Airbus 350 будут летать в крупнейший город Калифорнии трижды в неделю.

 

Октябрь 17, 2018 - 10:07

"Аэрофлот" с 16 октября прекратил продажу билетов по субсидируемым тарифам в города Дальнего Востока, Калининград и Симферополь, следует из письма авиакомпании, разосланного агентствам (копия есть в распоряжении РИА Новости).

 

Октябрь 17, 2018 - 09:47

Турбизнес связывает с переговорами президентов России и Египта в Сочи 17 октября надежды на подвижки в вопросе возобновления авиаперелетов на курорты Красного моря - Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

 

Октябрь 17, 2018 - 04:27
Air Europa будет дебютировать в Игуасу, его новом направлении в Аргентине, удвоив сервис, объявленный с июня 2019 года, и изменив флот по маршруту между Мадридом и Гаваной, согласно сообщению компании.