Георгий Мохов: Проблема отрасли в очень подвижном туристическом законодательстве!

По проблемам туризма принимается и редактируется множество нормативов, смежных законов и подзаконных актов, очень много законодательных инициатив, часто неоправданных и поверхностных. 

Не успевают внедриться одни нормы, как их замещают другими, меняются контролирующие и регулирующие ведомства и их руководящие чиновники, они не успевают даже познакомиться с представителями туриндустрии и вникнуть в суть проблем.

Такая гонка обусловлена повышенным вниманием государства к развитию внутреннего туризма, «взрывному» росту спроса, масштабу инвестиций по национальному проекту «Туризм и гостеприимство». Все это требует законодательного регулирования, а оно очевидно отстает.

Георгий Мохов, основатель юридического агентства "Персона грата", вице-президент РСТ.

Несколько лет невероятно мощного внимания к сфере туризма со стороны общества, государства, инвесторов и бизнеса привели не только к пониманию перспектив данной сферы, но и позволили оценить все нюансы нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. И без грамотного правового сопровождения здесь никак не обойтись.

Редакция «Новости & Смыслы» обратилась к одному из самых опытных юристов в сфере туризма и индустрии гостеприимства в России – Георгию Мохову, основателю юридического агентства «Персона грата», вице-президенту РСТ, и задала ему ряд важных вопросов… (https://t.me/po_horoshemu/2236)

Не успевают внедриться одни нормы, как их замещают другими

— Георгий, Вы, пожалуй, самый известный эксперт в сфере туризма в России, но сейчас в отрасль пришло много новых людей, которые еще не столь хорошо знакомы с Вами и вашей компанией. Можем мы попросить Вас представиться и немного рассказать о себе и о том, чем Вы занимаетесь, что предлагаете, в чем и кому помогаете? 

— Юридическое агентство «Персона грата» образовано в 1998 году, так исторически сложилось, что первыми постоянными клиентами были представители зарождающегося туристического бизнеса, первые туроператоры, чартерные авиаперевозчики, частные гостиницы, туристические сети. Тогда стало понятно, какой объемный рынок юридического консалтинга в туризме, и мы решили акцентировать свои услуги именно в этой сфере. 

Со временем спектр услуг преобразовывался, в зависимости от туристических трендов и задач. Сейчас мы помогаем открывать и правильно настраивать, в юридическом смысле, различные туристические проекты, как коммерческие, так и государственные, помогаем туристическим администрациям в образовательных проектах, для турбизнеса ведем судебные и претензионные процессы, разрабатываем финансовые и договорные схемы, ведем учет, проводим аудит.

Большую часть услуг занимает классификация гостиниц, и в целом взаимодействие с гостиничным сектором и модным течением малых гостиниц и глэмпингов. Подбрасывают работы мои «подопечные» из сферы детского организованного туризма, поскольку я в рамках Российского союза туриндустрии (РСТ), как вице-президент, курирую направления детского туризма, турагентский комитет и правовой комитет. Значительно прибавила компетенции и области занятости государственная служба, в должности заместителя председателя комитета по туризму Москвы, а затем в должности заместителя министра культуры и туризма Московской области.

Можно сказать, что сейчас мы предлагаем спектр консалтинговых услуг по всему профилю индустрии туризма и стараемся следить за новыми течениями, или, как принято сейчас говорить, «вызовами» — например, возникла новая тема интеграции с  «электронной путевкой» или развития онлайн-агрегаторов и взаимодействия с онлайн-проектами.

— Давайте начнем с с «хеликоптер вью», а чуть позже коснемся деталей и нюансов. Но сначала — какие ключевые 5-7 проблем в правовом поле Вы видите в целом по сфере туризма и индустрии гостеприимства в стране, которые сейчас сказываются на большинстве участников рынка и будут влиять на рынок в ближайшие годы?  

— Проблема в очень подвижном туристическом законодательстве. Я бы даже не назвал это проблемой, а скорее естественной нормативной эволюцией. Принимается и редактируется множество нормативов, смежных законов и подзаконных актов, очень много законодательных инициатив, часто неоправданных и поверхностных. Не успевают внедриться одни нормы, как их замещают другими, меняются контролирующие и регулирующие ведомства и их руководящие чиновники, они не успевают даже познакомиться с представителями туриндустрии и вникнуть в суть проблем. Такая гонка обусловлена повышенным вниманием государства к развитию внутреннего туризма, «взрывному» росту спроса, масштабу инвестиций по национальному проекту «Туризм и гостеприимство». Все это требует законодательного регулирования, а оно очевидно отстает. 

Если выделить болезненные точки, то это изменение нормативного подхода в сфере классификации средств размещения и включение в орбиту регулирования модульных гостиниц и кемпингов (глэмпингов), попытка разработки норм по гостевым домам и туристическому жилью. Далее стоит отметить целый блок новых разрешительных механизмов, связанных с аттестацией экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и в целом сфера регулирования их деятельности.

Сложная и новая нормативная сфера — сельский туризм, разрешение оказания туристических услуг на сельхозземлях, возможности предоставлять гостиничные услуги. Не менее серьезная и масштабная тема развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях и возможность строить некапитальные объекты, так же новые нормативы по строительству и содержанию туристических троп.

Много проблем, связанных с расширением сферы деятельности онлайн агрегаторов, которые требуют своего регулирования, а также уже ставшая скандальной проблема внедрения государственной информационной системы электронных путевок. Вообще проблема цифровизации всех процессов выходит на первый план, возникло множество платформ, в том числе и государственных, которые составляют заметную конкуренцию традиционной туристической рознице. Эти процессы меняют договорные отношения, распределение ответственности субъектов рынка, влияют на права потребителей, это интересное направление законодательного регулирования.

Телеграм-канал «Юридические новости-Туризм» оказался невероятно популярным!

— Как вышеописанные проблемы сказываются на отдельных участниках рынка? Можно ли с этим что-то поделать? Какие варианты решений и сценарии развития Вы видите?

— Участники рынка с трудом успевают за текущими изменениями, часто упускают появившиеся нормы или требования, или наоборот, не замечают возможности, меры поддержки, субсидии и льготы. Не говоря уже о новых кадрах, которым необходимо все познавать с нуля. Как сказал классик: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее.

Здесь важна правильная популяризация со стороны регулятора и законодателей. Сейчас создаются новые ресурсные образовательные центры, появилась федеральная программа обеспечения туризма кадрами, возможно, станет больше доступной информации. Но все равно, собственную любознательность ничто не заменит, надо самим следить за изменяющимся правовым пространством или обращаться к экспертам и профильным ресурсам.

Например, для оперативного донесения информации о нормативных проектах в туризме я открыл телеграм-канал «Юридические новости — Туризм», который совершенно неожиданно для меня набрал десять тысяч подписчиков, что, в определенной степени, говорит об интересе представителей туриндустрии к изменениям законодательства.

— Насколько важна роль общественных объединений, Ассоциаций и Союзов в плане развития отрасли? Почему Вы сами уже много лет принимаете активное участие в роботе Российского Союза туриндустрии и на площадках других отраслевых общественных организаций?  

— Общественные организации во многом обеспечивают контакт власти и бизнеса, помогают достижению компромисса. А это очень непростая задача, иногда вообще не решаемая. Поскольку я имел опыт работы и со стороны органов власти, и со стороны представителей туриндустрии, могу судить о сложностях их взаимодействия и понимания. Здесь достаточно тонкая грань, надо не допустить чрезмерного сближения позиций власти и бизнеса, и в первую очередь не забывать об интересах потребителей. Мы в «Персона грата» всегда стараемся подойти к решению всех этих вопросов максимально деликатно и ответственно!

На сегодняшний день я не вижу иной возможности участия в законотворческих процессах или в вопросах изменения регулирования, кроме как через представительство в общественных организациях, ассоциациях, союзах и прочих отраслевых объединениях.

Фото news-meanings.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Ноябрь 7, 2024 - 09:25

Мнение Александра Бурдонова - эксперта по классификации и председателя ОО ЗПП "Курортный Крым" о планах Минэка проводить проверки объектов размещения с 2025 года.

 

Октябрь 24, 2024 - 20:54

Дума подводит итоги летнего турсезона. Прошел «круглый стол» Комитета по туризму с участием представителей профильных департаментов Минэка и региональных министерств и ведомств, отвечающих за развитие туризма, руководителей РСТ, корпорации Туризм.РФ, депутатов Думы и сенаторов.

 

Октябрь 19, 2024 - 13:36

Например, поехать на море вместе с бабушкой или самостоятельно приехать к родителям, которые выехали за рубеж раньше него?

 

Октябрь 10, 2024 - 03:34

 На сайте администрации Петербурга появился проект городского закона "О туристическом налоге в Санкт-Петербурге" и проект постановления, после подписания которого новый законодательный акт будет одобрен.