По сравнению с предыдущим годом 2018-й оказался не так богат на юридические новации, но ряд изменений и дополнений отраслевого закона все же был принят. Кроме того, вступили в силу отложенные нормы, принятые еще в 2016 году в составе знаменитого 49-ФЗ. В чем заключаются ключевые моменты изменений в законодательство?
Сложная жизнь электронной путевки
Усилия по разработке и внедрению в жизнь информационной системы «Электронная путевка» успехом, по крайней мере в этом году, не увенчались, и базовая статья закона – 10.3. «Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка» – вступила в силу без необходимых подзаконных актов. Тем не менее важная для рынка возможность заключения договоров в электронном виде в статье заложена и может действовать без дополнительных нормативно-правовых актов: «Для заключения договора о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик могут передать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации туристского продукта и иные документы) путем ее размещения на официальном сайте туроператора, турагента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Дальнейшее развитие ситуации с «электронной путевкой» будет находиться в компетенции уже других организаций. В Правительство внесен проект распоряжения о возложении функций оператора ИС ЭП на АО «Национальные туристические технологии», созданное в соответствии с трехсторонним соглашением о сотрудничестве между Ростуризмом, АО «Концерн радиоэлектронных технологий» и государственной корпорацией «РОСТЕХ». Сроки и перспективы введения информационной системы в эксплуатацию еще не названы, но можно предположить, что новые «интересанты» приложат усилия, чтобы ускорить процесс.
Без сюрпризов не обошлось
Очередной набор изменений и дополнений закона принят 4 июня 2018 года и вступил в силу 3 сентября 2018 года. По сути, это поправки к тем значительным изменениям, которые были приняты в 2017 году 49-ФЗ. Часть их них была ожидаема, поскольку заявлялась еще в ноябре 2016 года, но некоторые новации были включены в законопроект в процессе доработки.
В частности, изменился термин экстренной помощи – действий по организации перевозки и размещению туриста, осуществляемой ассоциацией «Турпомощь». Если ранее экстренная помощь предоставлялась в случае неисполнения туроператором обязательств по договору, то теперь условием экстренной помощи является прекращение деятельности туроператора, что сильно сокращает число ситуаций, когда «Турпомощь» будет включаться в процесс вывоза пострадавших туристов и задействовать резервный фонд. Аналогичное уточнение о выплатах туристам только в случае прекращения деятельности туроператора внесено и в определение страхового случая, и в порядок выплаты из фонда персональной ответственности туроператора. Таким образом, все три специфических механизма защиты туристов – экстренная помощь, страхование и ФПО туроператора синхронизированы с прекращением деятельности туроператора.
Претерпел значительные изменения порядок прекращения деятельности туроператора. В закон включено дополнительное основание для исключения сведений из реестра – прекращение деятельности туроператора без его заявления. Ростуризм принимает решение и исключает сведения из реестра «по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации турпродукта».
При этом не утвержден порядок проверки «невозможности исполнения всех обязательств» и оценки финансовых показателей туроператора, но в любом случае скорость принятия такого решения будет напрямую влиять на возможность экстренной помощи туристам и на включение механизмов страховой выплаты. Несмотря на отсутствие регламента Ростуризм оперативно принял такое решение по юридическим лицам, входящим в холдинг «Натали Турс», что позволило туристам обратиться за возмещением ущерба в страховую организацию.
Изменились основания для отказа во внесении туроператора в реестр и для исключения из реестра, в частности появился пункт, согласно которому ранее исключенный по негативному основанию туроператор повторно в реестр не попадет.
Появилось основание для прекращения деятельности туроператора без направления заявления (см. выше). Исключение грозит за подачу заведомо недостоверных сведений, непредставление в установленном порядке или последующее выявление недостоверных сведений. При этом проверку поданных сведений Ростуризм может провести путем направления запроса страховщику о числе медицинских страховок. Также появилось основание исключения – нарушение сроков, предусмотренных статьей, регулирующей порядок освобождения туроператора от страхования в случае формирования максимального ФПО (7%).
Сокращены основания для «дисквалификации» должностного лица туроператора. Ее не будет в случае, когда туроператор выходит из реестра добровольно, но все прочие основания, включая просрочку продления страховки, по-прежнему ведут к «дисквалификации» директора компании.
Закон дополнен новой статьей 11.7, уточняющей порядок освобождения туроператора от взносов в ФПО и страхования при формировании максимального размера ФПО – 7%. Освобождение предоставляется до 1 апреля следующего года и требует ежеквартального подтверждения. В случае увеличения ОЦТ более чем на 25% по сравнению с предыдущим годом, взнос в ФПО производится поквартально.
Кроме того, все туроператоры должны сообщать сведения об ОЦТ ежеквартально, а не ежегодно, как было ранее. Закон, по сути, перешел от ежегодного расчета к поквартальному, что сильно усложнит туроператорам ведение учета и подачу сведений.
Исключено требование о предоставлении туристу копии доверенности, выданной туроператором. Тем самым законодатель вернул прежнюю формулировку данной статьи.
В статью 14 о безопасности туризма внесено изменение в части формулировки о подтверждении информации об угрозе безопасности туристов. Если ранее данные обстоятельства подтверждались решениями органов власти, теперь слово «решения» дополнено словом «рекомендации», что расширяет перспективы туристов в судах.
Свои звезды: получи или отдай
Аккредитация организаций, проводящих процедуры классификации, переходит из ведения региональных властей в федеральный орган власти. Существенно меняется и сам порядок классификации, требования к объектам и ответственность субъектов гостиничной деятельности; соответствующие изменения находятся в процессе доработки.
Изменение подведомственности Ростуризма от Минкультуры к Минэкономразвития должно повлечь за собой передачу полномочий и государственных функций в части регулирования гостиничной деятельности и классификации средств размещения. По-видимому, мы увидим реальные нормативные изменения только в начале 2019 года, когда нормы об обязательной классификации вступят в силу.
Будьте бдительны!
Как мы видим, туристическое законодательство динамично изменяется, и следует очень внимательно следить за перспективами новаций, которые подчас бывают весьма неожиданными и непредсказуемо влияют на деятельность реального рынка.
Кроме того, существует множество смежных нормативов, непосредственно влияющих на туристическую деятельность, например нормы 54-ФЗ о внедрении онлайн-касс и всеобщей «фискализации» расчетов, готовящийся закон о «самозанятых» гражданах и национальный проект по «цифровизации» экономики.
Фото: Abnews.ru