Георгий Мохов: Туроператор VS форс-мажор

13 сентября 2017 года на площадке Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» состоялся вебинар с участием учредителя ООО “Юридическое агентство Персона Грата” Георгия Мохова и юриста Ассоциации Екатерины Кусенковой. Темой вебинара стали “Последствия для туроператоров и туристов в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)”, а также советы юриста относительно действий туроператора, турагента и самого туриста в сложившихся обстоятельствах.

Поводом для дискуссии стали многочисленные обращения в Ассоциацию «ТУРПОМОЩЬ» в связи со сложившейся ситуацией на территории стран Карибского бассейна, возникшей вследствие обстоятельств непреодолимой силы, и последствиями стихийного бедствия, от которого пострадали Доминикана и Куба, такие как задержка авиарейсов и невозможность отелей размещать туристов, ранее планировавших посетить эти страны.  

В этой связи Георгий Мохов отметил, что к обстоятельствам непреодолимой силы не могут относиться действия, наступившие по воле самих сторон договора (здесь – турист и туроператор). Стихийные бедствия всегда относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, и здесь возникает возможность освобождения исполнителей от ответственности при наступлении обстоятельств - чрезвычайных, непредотвратимых для данных сторон, стороны освобождаются от ответственности, но не освобождаются от обязательств по этому договору. Эти обязательства лишь откладываются на период действия обстоятельств непреодолимой силы. Если у туриста при этом сократилось время отдыха, то он вправе предъявить требование о возврате части стоимости турпродукта. Важно, что обстоятельства непреодолимой силы должны быть доказаны и напрямую воздействовать на конкретное лицо и на исполнение конкретного договора.

Действия турагентов в данном случае регламентируются буквой закона. В ситуации возникновения обстоятельств непреодолимой силы  ст. 14 №132-ФЗ обязывает туроператора и его турагентов, действующих по поручению туроператора, информировать туристов об угрозе их безопасности, а в случае объявленной эвакуации связаться с туристами и проинформировать их о сроках и порядке эвакуации, местах локализации вывоза туристов. Если же турист еще не улетел, доводить до сведения информацию о текущей ситуации в месте предполагаемого отдыха, но здесь речь уже не будет идти о действии обстоятельств непреодолимой силы: в данном случае будет расторгаться договор на основании ст. 14 №132-ФЗ вследствие информации об угрозе жизни и безопасности, или на основании  ст. 451 Гражданского Кодекса ввиду существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Эксперт рассказал, что нужно делать туроператорам в случае нахождения их туристов на территории возникновения чрезвычайной ситуации

- нужно проинформировать туристов о действиях в случае эвакуации

- сообщить в «ТУРПОМОЩЬ» о том, какое количество  туристов и где находится, если есть признаки экстренного вывоза

- связаться с перевозчиком и уточнить, будут ли вылеты осуществлены в срок, согласно купленным билетам

- уведомить туристов об изменении времени вывоза в случае, если сроки вылетов меняются

- заручиться согласием туристов, если их куда-то переселяют

- поддерживать оперативную связь с турагентством при необходимости дополнительного информирования

- если туроператор не может самостоятельно решить вопросы по месту нахождения туристов, то туроператору необходимо связаться с консульскими службами, с Ростуризмом, поскольку безопасность граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом в зоне стихийного бедствия, является приоритетом для туроператора и это его прямая обязанность.

Что касается туристов, то тут юрист однозначно заявил, что если авиаперевозчик принял на себя обязательства по перевозке, а на руках у туриста имеется авиабилет, который является договором перевозки между пассажиром и авиаперевозчиком, то последний обязан обеспечить комфорт ожидания пассажира, а именно питание и, в случае необходимости, размещение в отеле на период ожидания отложенного рейса. При этом авиаперевозчик не обязан оплачивать проживание туриста в том же отеле, а имеет право выбрать недорогое и наиболее близкое к аэропорту жилье для размещения пассажиров, что часто зависит от категории класса билетов.

Совет туристам: расширять страховое покрытие и включать дополнительные страховые случаи на выезд за рубеж.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Информация, СМИ»

Апрель 15, 2024 - 17:55

Специалистам туристских компаний крупных городов Северо-Запада расскажут о возможностях для путешествий в Санкт‑Петербург. С 22 по 25 апреля в Череповце, Вологде, Архангельске и Мурманске пройдет серия выездных презентаций «Добро пожаловать в Санкт‑Петербург!».

 

Апрель 12, 2024 - 17:06

Вскоре в Израиле начнет действовать туристический проект Gate Pass, цель которого – сделать поездку туриста еще более комфортной и приятной.

 

Апрель 12, 2024 - 16:38

Петербуржцы смогут звонить в МФЦ бесплатно. В Петербурге успешно реализован проект подключения «горячей линии» центров госуслуг к бесплатному телефону «122».

 

Апрель 8, 2024 - 13:02

Майские каникулы уже на пороге, и Рас-эль-Хайма – самый зеленый эмират ОАЭ -приглашает российских туристов провести их ярко и незабываемо:  подняться на самую высокую гору ОАЭ, прокатиться на зиплайне со скоростью 120 километров в час, расслабиться на белоснежном песчаном пляже.