Георгий Мохов: Туроператор VS форс-мажор

13 сентября 2017 года на площадке Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» состоялся вебинар с участием учредителя ООО “Юридическое агентство Персона Грата” Георгия Мохова и юриста Ассоциации Екатерины Кусенковой. Темой вебинара стали “Последствия для туроператоров и туристов в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)”, а также советы юриста относительно действий туроператора, турагента и самого туриста в сложившихся обстоятельствах.

Поводом для дискуссии стали многочисленные обращения в Ассоциацию «ТУРПОМОЩЬ» в связи со сложившейся ситуацией на территории стран Карибского бассейна, возникшей вследствие обстоятельств непреодолимой силы, и последствиями стихийного бедствия, от которого пострадали Доминикана и Куба, такие как задержка авиарейсов и невозможность отелей размещать туристов, ранее планировавших посетить эти страны.  

В этой связи Георгий Мохов отметил, что к обстоятельствам непреодолимой силы не могут относиться действия, наступившие по воле самих сторон договора (здесь – турист и туроператор). Стихийные бедствия всегда относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, и здесь возникает возможность освобождения исполнителей от ответственности при наступлении обстоятельств - чрезвычайных, непредотвратимых для данных сторон, стороны освобождаются от ответственности, но не освобождаются от обязательств по этому договору. Эти обязательства лишь откладываются на период действия обстоятельств непреодолимой силы. Если у туриста при этом сократилось время отдыха, то он вправе предъявить требование о возврате части стоимости турпродукта. Важно, что обстоятельства непреодолимой силы должны быть доказаны и напрямую воздействовать на конкретное лицо и на исполнение конкретного договора.

Действия турагентов в данном случае регламентируются буквой закона. В ситуации возникновения обстоятельств непреодолимой силы  ст. 14 №132-ФЗ обязывает туроператора и его турагентов, действующих по поручению туроператора, информировать туристов об угрозе их безопасности, а в случае объявленной эвакуации связаться с туристами и проинформировать их о сроках и порядке эвакуации, местах локализации вывоза туристов. Если же турист еще не улетел, доводить до сведения информацию о текущей ситуации в месте предполагаемого отдыха, но здесь речь уже не будет идти о действии обстоятельств непреодолимой силы: в данном случае будет расторгаться договор на основании ст. 14 №132-ФЗ вследствие информации об угрозе жизни и безопасности, или на основании  ст. 451 Гражданского Кодекса ввиду существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Эксперт рассказал, что нужно делать туроператорам в случае нахождения их туристов на территории возникновения чрезвычайной ситуации

- нужно проинформировать туристов о действиях в случае эвакуации

- сообщить в «ТУРПОМОЩЬ» о том, какое количество  туристов и где находится, если есть признаки экстренного вывоза

- связаться с перевозчиком и уточнить, будут ли вылеты осуществлены в срок, согласно купленным билетам

- уведомить туристов об изменении времени вывоза в случае, если сроки вылетов меняются

- заручиться согласием туристов, если их куда-то переселяют

- поддерживать оперативную связь с турагентством при необходимости дополнительного информирования

- если туроператор не может самостоятельно решить вопросы по месту нахождения туристов, то туроператору необходимо связаться с консульскими службами, с Ростуризмом, поскольку безопасность граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом в зоне стихийного бедствия, является приоритетом для туроператора и это его прямая обязанность.

Что касается туристов, то тут юрист однозначно заявил, что если авиаперевозчик принял на себя обязательства по перевозке, а на руках у туриста имеется авиабилет, который является договором перевозки между пассажиром и авиаперевозчиком, то последний обязан обеспечить комфорт ожидания пассажира, а именно питание и, в случае необходимости, размещение в отеле на период ожидания отложенного рейса. При этом авиаперевозчик не обязан оплачивать проживание туриста в том же отеле, а имеет право выбрать недорогое и наиболее близкое к аэропорту жилье для размещения пассажиров, что часто зависит от категории класса билетов.

Совет туристам: расширять страховое покрытие и включать дополнительные страховые случаи на выезд за рубеж.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Информация, СМИ»

Апрель 23, 2025 - 17:34

В год 80-летия Победы Сбер вновь выступил технологическим партнёром онлайн-шествия «Бессмертный полк онлайн», организованной Общероссийским общественным гражданско-патриотическим движением «Бессмертный полк России».

 

Апрель 22, 2025 - 11:25

В московском ЦПКиО им. Горького19 апреля состоялась торжественная церемония открытия мобильного павильона Городского туристско-информационного бюро, который уже не первый год привлекает внимание москвичей и туристов.

 

Апрель 18, 2025 - 11:09

В Санкт‑Петербурге стартовала первая образовательная программа в рамках Акселераторов сфере туризма и гостеприимства «Международные туристические продукты России»–«Развитие сервисных и управленческих технологий гостинично-ресторанного бизнеса в целях формирования и продвижения международных турпродуктов».

 

Апрель 8, 2025 - 15:40

Исследование: российские города, принимающие прямые рейсы из Китая, не спешат привлекать китайских туристов и заводить аккаунты в китайских соцсетях для туристов.