Глава представительства Австрийского национального туристического офиса (АНТО) в РФ ГЕРАЛЬД БЁМ рассказывает о перспективах развития российского туризма в Австрию в условиях нестабильной ситуации на туррынке, о конкуренции с Красной Поляной, а также о том, как должны вести себя туроператоры в условиях роста интереса туристов к самостоятельной организации путешествий. С 1 сентября этого года вы возглавили московское представительство АНТО, сменив на этом посту Георга Капуша. Каковы ваши планы и цели в новой должности?
Австрия уверенно занимает лидирующие позиции в сегменте зимнего горнолыжного туризма на российском рынке. В основу работы над дальнейшей популяризацией страны и наращиванием объемов мы заложили концепцию «Обрети новые силы», призванную сформировать имидж Австрии как всесезонного туристического направления. Приоритетно развитие трех основных сегментов - санаторно-курортного отдыха, познавательного и гастрономического туризма.
Сегодня, в век информационных технологий и стремительного развития онлайн-рынка, мы, безусловно, будем усиливать свою работу в этом направлении. Для наиболее эффективного продвижения направления, на мой взгляд, необходимо представлять страну, прежде всего, с позиции эмоций, делая упор на незнакомые места, неподдельную, настоящую жизнь Австрии. Налицо тенденция к индивидуальным бронированиям, ведь две трети всех российских туристов, посещающих Австрию, - индивидуалы, потому такая схема работы наиболее актуальна.
Как в этих условиях должны вести себя туроператоры?
Туроператоры сейчас должны выполнять административную функцию, быть консультантами. Эта функция в нынешних реалиях особенно важна, ее необходимо укреплять. Если говорить о городских турах простого содержания, то здесь, конечно, наблюдается рост самостоятельных туристов. Если же речь идет, например, о горнолыжных и лечебных программах или турах в неизвестные для российских туристов регионы Австрии, состоящих из многих компонентов, то здесь роль туроператора как советника возрастает в разы. Необходимо также знакомить путешественников с колоссальными туристическими возможностями летней Австрии, представленными на российском рынке не так широко.
Вы делаете ставку на летний туризм в Австрии. Каких результатов удалось достичь по итогам сезона, прошедшего в кризисных условиях?
Австрия для российского туриста - это, прежде всего, зимнее направление поездок. Но мы видим, как растет число туристов, которые приезжают в Австрию летом. Сейчас соотношение летних и зимних туров составляет примерно 70% на 30%.
Если перейти к цифрам, то в связи с негативными глобальными процессами - колебания курсов валют, политическая нестабильность, снижение покупательной способности населения - нынешние показатели ниже объемов прошлого года, но говорить о серьезном падении турпотока было бы неверно. Хорошие продажи горнолыжных туров (140 тысяч ночевок в Тироле из 240 тысяч по всей Австрии), большая часть которых была забронирована до ноября 2013 года, когда рубль стал терять позиции по отношению к основным мировым валютам, позволил добиться неплохих результатов по итогам первого полугодия 2014 года. Нам удалось сохранить объемы практически на уровне прошлого года. Мы довольны общим результатом в минус 3,6%. Спад менее сильный, чем мы предполагали, что дает нам все основания надеяться на положительные результаты предстоящего зимнего сезона.
Чем планируете привлекать туристов в зимний период? Какие новинки предложат туристам австрийские курорты?
В зимнем сезоне 2014/2015 традиционно будут востребованы туры в долину Циллерталь, включающую курорты Майрхофен, Цель-Ам-Циллер, Хиппах и Хохциллерталь, Цель-Ам-Зее и Капрун, регион Зёльден (Отцталь). Что касается новинок, то мы ставим своей целью повысить уровень базовой осведомленности российских туристов относительно возможностей зимнего отдыха в нашей стране. Австрия - это не только тысячи километров горнолыжных трасс, но и разнообразие отдыха без лыж.
Например, Цель-Ам-Зее, известный горнолыжный курорт, обладает также большим оздоровительным потенциалом (минеральные источники). Вблизи тирольского города Зёльден расположен термальный комплекс и отель Aqua Dome. В новом сезоне они предложат российским туристам новый спа-салон премиум-класса, альпийскую травяную сауну и этцтальские минеральные ванны. К наступающему высокому сезону в Aqua Dome увеличили число номеров, что позволит одновременно принимать около 400 постояльцев.
Как в нынешних условиях меняются вкусы российского потребителя?
Российский турист - опытный турист, нуждающийся в новых эмоциях. Потому, говоря о зиме, важно донести до него, что горные лыжи являются главным мотивом посещения зимней Австрии, но не единственным.
Более 90% российских туристов, приезжающих в Австрию, посещают три региона - Вену, Тироль и Зальцбург, оставшиеся 10% отдают предпочтение малоизвестным регионам: Верхней и Нижней Австрии, Каринтии, Штирии. Мы можем говорить о незначительном росте интереса российских туристов к неизведанным еще австрийским регионам. Например, регион Шладминг, входящий в состав Штирии, помимо катания на горных лыжах предложит туристам в зимнем сезоне покататься на коньках, на санях, запряженных лошадьми, а также полетать на дельтаплане. Любителей ночной жизни порадуют многочисленные бары и клубы.
Опасаетесь ли вы конкуренции со стороны горнолыжных курортов Сочи, демонстрирующих положительную динамику?
Международный кризис и неблагоприятный курс мировых валют, приостановка деятельности турфирм и тревожный информационный фон, безусловно, отразились на настроении россиян, многие из которых предпочитают проводить отдых на территории России. Красная Поляна становится конкурентоспособной на рынке, но это вопрос не одного года.