Минкультуры предлагает обязать гидов-проводников оказывать первую помощь туристам. Законопроект, содержащий эту норму, направлен в правительство. Документ предполагает, что экскурсоводы, гиды-переводчики и инструкторы-проводники раз в пять лет должны будут проходить аттестацию.
К тем, кто сопровождает туристов на сложных маршрутах, например, в горах, предъявят более серьезные требования. Их обяжут пройти курс первой помощи и при необходимости оказывать ее путешественникам.
Минкульт направил в правительство проект поправок в закон «Об основах туристской деятельности» (есть в распоряжении «Известий»). Согласно документу, будет введена система аттестации гидов, экскурсоводов и проводников, оказывающих услуги при прохождении туристских маршрутов. Процедуру нужно будет проходить раз в пять лет. Отдельно для инструкторов-проводников введут требование «иметь подготовку по первой помощи». Их обяжут «оказывать первую помощь туристам (экскурсантам) при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью».
В пресс-службе Минкультуры уточнили, что законопроект направлен в правительство повторно (впервые документ вынесли на рассмотрение кабмина в 2016 году). В новой редакции учтены замечания Минэкономразвития.
— Поправки вносятся с целью повышения защиты интересов потребителей туристских услуг, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минкультуры. — Это будет способствовать формированию более прозрачного и контролируемого рынка экскурсионных услуг, позитивного имиджа РФ как страны, благоприятной и безопасной для туризма и отдыха.
Как пояснили «Известиям» в Минэкономразвития, в мае 2017 года состоялось согласительное совещание, по итогам которого Минкультуры должно было доработать документ с учетом замечаний Минэка.
— Нынешняя версия законопроекта к нам не поступала, — сообщили в ведомстве.
Согласно документу, основными требованиями для аттестации проводников, а также гидов-переводчиков и экскурсоводов станут дополнительное профессиональное образование (для тех, у кого нет высшего или среднего специального в области туризма) либо стаж работы гидом не менее пяти лет. Порядок проведения аттестации будет разрабатывать правительство. Штраф для инструкторов-проводников, которые работают без нее, составит до 30 тыс. рублей, а для организаций, которые их трудоустраивают, — до 100 тыс. рублей.
Ведущий научный сотрудник Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ Леонид Дежурный убежден, что проводники, которые работают в горах, на речных сплавах и в других экстремальных условиях, должны владеть навыками первой помощи.
— Во-первых, они несут ответственность за жизнь и здоровье людей. Во-вторых, медицинская помощь в местах экстремального туризма может быть труднодоступна, поэтому проводник должен уметь помочь пострадавшему до приезда медиков, — пояснил Леонид Дежурный.
Он отметил, что экзаменовать гидов на знание первой помощи важно не по билетам (как, например, выпускников автошкол), а проводить практический экзамен.
Советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин сказал «Известиям», что вопрос безопасности туристических услуг очень важен и аттестация позволит очистить рынок от недобросовестных гидов.
— Понятно, что экстремальный туризм застрахован, но правильные действия в первые минуты могут спасти жизнь человеку. Легальные гиды и туркомпании только выиграют от введения нормы, — пояснил Дмитрий Горин.
Как пояснил «Известиям» исполнительный директор Ассоциации горных гидов России Роман Брык, пока подготовка инструкторов-проводников законодательно не регламентирована.
— Сейчас этим занимаются различные общественные организации. В основном они обучают движению по рельефной местности — альпинизму, лыжам. Многие гиды сейчас и так проходят обучение первой помощи, это часть работы проводника, но в целом получение таких знаний не регулируется. Сейчас этому добровольно можно научиться, например, в Красном Кресте, — пояснил эксперт.
Как ранее писали «Известия», НИИ организации и информатизации здравоохранения разрабатывает стандарт программы обучения инструкторов первой помощи, которые будут обучать тех, кому такие знания нужны, по единым стандартам.
Сейчас навыками первой помощи обязаны владеть военные и сотрудники экстренных служб — полицейские, спасатели. Кроме того, основы оказания доврачебной помощи преподают в автошколах (в теоретической части экзамена для будущих водителей есть ряд вопросов на эту тему). Автомобилисты, причастные к ДТП с пострадавшими, по правилам дорожного движения обязаны «принять меры для оказания первой помощи».
Фото: TASS/DPA/Arno Burgi