Суд Каира «дал ход» искам семей родственников российских туристов, погибших в авиакатастрофе лайнера «Когалымавиа» над Синаем в октябре 2015. До последнего момента Египет всячески пытался снять с себя ответственность за этот теракт, который его спецслужбы не смогли предотвратить.
Суть в том, что теперь близкие погибших могут рассчитывать на суммы до $800 тысяч согласно Монреальской конвенции. При этом на стадии апелляции находится также и ранее отклоненный иск, касающийся халатности властей Египта и бездействия чиновников, которые косвенно виновны в гибели самолета.
Эксперты связывают данное решение с предстоящей в среду встречей на высшем уровне между президентом России Владимиром Путиным и президентом Египта Абделем Фаттахом Ас-Сиси. Для египетской стороны вопрос восстановления чартерных перевозок из России на курорты Хургады и Шарм-Эль-Шейха занимает первостепенное место. Вполне возможно, что данным решением суда Египет демонстрирует свою готовность «сдаться» на любые условия России ради восстановления этих чартеров. В любом случае, последнее решение суда является знаковым.
Напомним, что фактически в суд Каира поданы два иска. Первый из них напрямую касается халатности властей Египта и действий или же бездействия чиновников, которые привели к тому, что самолет был заминирован террористами во время стоянки в аэропорту Шарм-эль-Шейха. Второй был подан практически год назад, 30 октября – тогда иски по обязательствам авиакомпании на «Когалымавиа» и страховой компании «Ингосстрах» в суд Египта подала американская юридическая фирма Girardi Keese совместно с DTK Partners, представляющая интересы группы родственников пассажиров, погибших при крушении самолета авиакомпании «Когалымавиа» в Египте. Причина была в том, что российское законодательство и существующая российская судебная практика не дает возможности взыскивать для родственников погибших пассажиров достойную компенсацию, поэтому подача иска американскими юридическими компаниями в египетский суд было обусловлено необходимостью вывода дела за пределами российской юрисдикции, и подчинения спора юрисдикции Египта.
Судьба исков развивалась следующим образом: сначала судья отклонил иски к властям, ответчиками по которым выступали лично премьер-министр Шериф Исмаил (ушел в отставку в июне 2018 года), а также министры внутренних дел, финансов и авиации, посчитав, что они не имеют отношения к происшедшему. Это решение уже обжаловано, но в апелляционной инстанции ещё не рассмотрено.
При этом, как прокомментировали «Коммерсанту» адвокаты потерпевших, представители «Ингосстраха» на досудебной стадии отказались пойти на мировую с родственниками жертв трагедии и отсылали истцов к Варшавской конвенции об ответственности авиаперевозчиков от 1929 года, настаивая, что все споры должны решаться на территории России. Однако адвокаты ссылались на Монреальскую конвенцию 1999 года, которая расширяет возможности истцов и дает им возможность требовать компенсации по египетским законам. «Это и была основная причина, по которой мы решили подать иски в египетский суд», - пояснил «Коммерсанту» адвокат Давид Кухалашвили. При этом по его словам, египетский суд изначально отказал в удовлетворении ходатайств ответчиков, решив, что спор по обязательствам авиакомпании должен рассматриваться в нем на основании местного законодательства.
«Это позволит нам взыскать гораздо больше тех сумм, которые были взысканы Замоскворецким судом по искам других родственников погибших», - сказал представитель потерпевших. Он также напомнил, что по делу о катастрофе A320 над Средиземным морем 19 марта 2016 года на основании Монреальской конвенции а/к EgyptAir выплатила от $160 тыс. до $800 тыс. компенсаций каждому истцу.
Напомним, что данная тема «всплыла» на крайне интересном для Египта политическом фоне. Президент России Владимир Путин поручил подписать договор РФ с Египтом «о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве» на высшем уровне – об этом свидетельствует документ, опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации Кремля. В среду, 17 октября Владимир Путин в Сочи проведет встречу с главой Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси, темой обсуждения предполагается «дальнейшее наращивание взаимодействия между странами». При этом планируется подписать ряд совместных документов, но о чем конкретно идет речь, не уточняется.
Египетские СМИ «оптимистично» заносят в этот перечень вопрос возобновления авиасообщения в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Однако в российском Минтрансе только очень уклончиво признали возможное «развитие ситуации», не больше очередной инспекции для проверки аэропортов.
Прогноз российских экспертов по египетскому рынку скорее пессимистичен. «Надежда всегда есть. Но если для египетской стороны вопрос восстановления русских чартеров – это тема номер один, то по мнению наших чиновников - этот вопрос на повестке дня не стоит и может быть затронут лишь в целом, без деталей», - считает Сергей Заливин, директор принимающей египетской компании «ALS-Tour». Туризм очевидно «проигрывает» посторонними политико-экономическим вопросам, и создается отчетливое впечатление, что в возвращении чартеров в российских «высших эшелонах» явно не заинтересованы. «Конечно, мы не знаем, что стоит на кону, возможно, кто-то кому-то что-то предложит – и чудо случится», - добавил Сергей Заливин.
При этом эксперт подчеркнул, что, несмотря на все египетские декларации, в зимнем сезоне российский рынок Египту так и никто не заменил. «Заменить русский турпоток в Египет невозможно: если летом замена временно нашлась, то зимой Египет был востребован в основном именно у русских туристов, а далее шли немцы и англичане. Сейчас без наших туристов отели стоят загруженные процентов на 60%, и лишь некоторые хорошие пляжные отели достигают 100% загрузки. Но и они жалуются на отсутствие российского рынка», - рассказал Сергей Заливин.
Причина понятная – цены. По словам эксперта, чем больше потенциальных клиентов на одно «койко-место», тем отпускная цена отеля выше. «С русским рынком цена вырастет – да, для туриста это будет почти незначительно, но при учете того, что египетские отели работают круглый год и на больших объемах, то рост цены всего на 1.5-2 доллара уже даст серьезное повышение рентабельности», - оценил Сергей Заливин.
Однако в России Египет «устали ждать» и больших надежд на будущую встречу не возлагают. «За столько времени мы столько раз на это рассчитывали, и это столько раз заканчивалось тем, чем заканчивалось, что веры в это больше нет. В целом в туризме теперь считают, что вероятность открытия Хургады и Шарм-Эль-Шейха близка к чуду», - резюмировал Сергей Заливин.
Фото: Турпром.ру