В Главном штабе Эрмитажа гостья — картина Василия Кандинского «Импровизация N 217. Серый овал».
Её предоставила Екатеринбургская картинная галерея, та самая, где хранились сокровища Эрмитажа во время Великой отечественной войны и где сейчас находится Культурно — просветительский центр «Эрмитаж-Урал». Я понимаю, как страшно расставаться хоть на время со своими сокровищами, но музейщики Екатеринбурга с радостью отметили, что они открывают новый цикл выставок — «Музеи России в Эрмитаже».
Когда я вошла в зал, то первое, что мне кинулось в глаза — необыкновенных очертаний пятно, которое полностью контрастирует с картиной. Мне показалось, что это похоже на современный снимок УЗИ беременной женщины — туманное облачко и небольшое пятнышко в центре.
Самое смешное, что оказалось — я права. Художник написал эту картину во время беременности жены. Невероятно, что в 20-х годах прошлого века такое можно было вообразить.
Страхи
Надежды
И вообще весь овал — как какая то жизнь, зарождающаяся, требующая защиты от чудовищ и стремящаяся к движению. Много чего можно ещё придумать, глядя на полотно. Но, пожалуй, самое главное — пока она в овале, пузыре, есть надежда, что она сохраниться.
Увы, после рождения ребёнка случилась трагедия — он умер. Овал исчез и вместе с ним материнская защита.
Зал Кандинского показывает переход от более менее реалистичной живописи к абстракционизму. И я подумала, что интересно, как бы выглядела эта картина в исполнении художника — реалиста. Пожалуй, она не имела бы возможности написания — так о самом сокровенное может рассказать только человек, который может проникнуть в глубину бытия необычным приемами.
Гостья из Екатеринбурга пробует у нас до 21 сентября. Интересно, а что вы увидеть, рассматривая картину?
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова