Создание книги – сложный творческий процесс.
Помимо автора текста, в нем участвуют художники, граверы, издатели, ювелиры, производители бумаги, ткани и кожи. 19 июня во входной зоне Государственного музея истории религии открывается новая выставка, которая предлагает «разобрать книгу на части», отсюда и ее название – «Анатомия книги».
На выставке представлены редкие и ценные издания из фондов Научной библиотеки музея. На их примере можно рассмотреть составляющие элементы книги – переплет, обрез, корешок, застежка и другие, и узнать, какие материалы применялись для их изготовления.
Среди наиболее интересных экспонатов – факсимильное издание Архангельского Евангелия 1092 г. (Москва, 1912 г.), свиток Торы (Европа, XIX век), Римский Миссал (Вена, 1842 г.), редкие форзацы и дублюры, в том числе с экслибрисом императора Александра III, миниатюрный Коран-амулет (Центральная Азия, конец XIX–начало XX вв.) и другие.
За свою историю книга прошла через самые разные и необычные воплощения и формы. Ее конструктивные особенности зависят от письменности и традиции чтения. Материалами для письма в древности служили камень, глина, папирус, деревянные дощечки, ткань, древесная кора.
Менялись не только материалы, но и формы. Самые первые «книги» были обычными каменными пластинками, глиняными или восковыми табличками, на которых процарапывался или выдавливался текст. На смену табличкам пришли свитки, а потом появилась привычная для нас конструкция книги – кодекс. Впервые кодексы появились в восточных провинциях Римской империи. Первоначально они изготовлялись из папируса и пергамента. С VI–VII веков кодекс становится основной формой книги.
В разное время существовали разные виды кодексов. Так, в XIV–XVII веках из-за отсутствии карманов книги носили на поясе. Это были издания небольшого формата, переплетенные в большой лоскут кожи, который выходил далеко за границы обложки и напоминал капюшон. Конец этого «капюшона» завязывали, в результате чего книга оказывалась надежно спрятанной внутри. Такие книги можно увидеть на многих живописных полотнах.
В XVI–XVII веках издавали так называемые книги-дозадо («dos-a-dos») – перевертыши. У таких книг обе стороны переплета начальные: с каждой стороны печаталось одно произведение со своим титульным листом и нумерацией страниц. Такой способ часто применялся при переплете Ветхого и Нового Заветов. Некоторые переплетчики-виртуозы ухитрялись в один перевертыш вместить не две, а сразу несколько книг. Например, такое творение было создано в Германии в XVI веке. Книга содержит религиозные тексты, в том числе «Малый катехизис» Мартина Лютера.
В Средние века существовали хорнбуки (букв. – «роговая книга», «книга из рога»). Хорнбук представлял собой лист пергамента или бумаги, защищенный полупрозрачным покрытием из рога или слюды, похожий по форме на ручное зеркало. В позднем Средневековье были популярны молитвенники, которые в раскрытом виде имели форму сердца. Кроме книг религиозного содержания, в форме сердца издавали песенники с любовными балладами.
Особое место занимает «книга художника», которую автор создает полностью сам: текст, оформление, переплет, иллюстрации. Родоначальником этого жанра называют английского художника и поэта Уильяма Блейка (1757–1827). «Книга художника» может быть полностью ручной работы в единственном экземпляре (уникат), или выпускаться ограниченным тиражом.
Мы привыкли воспринимать книгу как некий цельный объект. Но на самом деле она состоит из разных элементов, каждый из которых имеет свое название и функцию. Познакомиться с ними и погрузиться в сложный творческий процесс создания книги приглашает новая выставка.
Выставка продлится до 21 сентября 2025 года.
Фото gmir.ru