В ГМЗ "Петергоф" завершилось воссоздание живописного убранства Церковного павильона Большого Меншиковского дворца

В архивах сохранились немногочисленные фотографии, запечатлевшие фрагменты живописного убранства интерьера храма до его уничтожения в 1939 г. Эти материалы, а также иконографические и стилистические аналоги XVIII в. позволили в наше время поставить такую задачу, как воссоздание утраченной живописи иконостаса и 39 стенных картин. Научные материалы к воссозданию подготовлены ведущим специалистом по изучению объектов культурного наследия ГМЗ «Петергоф» М. А. Павловой. Над воссозданием живописного убранства работали в 2015–2018 гг. художники Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина под руководством Ю. Г. Боброва.

В ходе анализа исторических фотографий живописи Церковного павильона было установлено, что оригинальные композиции четвертого и пятого ярусов, созданные в 1759 году по заказу великого князя Петра Федоровича «живописного и финифтяного дела» мастером А. Алмазниковым, в отличие от более поздних икон нижних ярусов, имели конкретный иконографический прототип. Это гравированные изображения из лицевых Библий, ввозимых из Западной Европы. Опора на данный прототип, а также привлечение широкого круга западноевропейских графических и живописных аналогов XVI-XVIII вв., позволили реставраторам максимально точно воссоздать иконографию и стилистику сложных сюжетных композиций верхних двух ярусов, детали которых практически не читались на исторических фотографиях.

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая башенный павильон Большого Меншиковского дворца, построена по приказу первого владельца Ораниенбаума князя А.Д. Меншикова и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года. Храм, задуманный как триумфальный памятник морским «викториям» петровской России,  на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви, став средоточием религиозной жизни Ораниенбаума.

Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Купол и верхний ярус стен были расписаны «живописным письмом». Главное украшение интерьера – великолепный золоченый и серебреный иконостас – создавался в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. Стены храма были украшены лепными гирляндами, рокайлями, головками херувимов, выполненными по проекту Антонио Ринальди. Лепной декор служил обрамлением для 39 картин, расположенных на стенах в несколько ярусов. По своим стилистическим и иконографическим особенностям стенная живопись находилась в одном ряду с крупнейшими иконописными ансамблями второй половины XVIII века. Окончательный облик интерьера придворной церкви сложился к концу XVIII столетия.

Со времени закрытия церкви в 1930-е годы здесь находились мастерские Гидрографического отдела Балтийского флота. Убранство летней церкви св. Пантелеймона и ее зимнего придела Св. равноапостольных Константина и Елены было демонтировано.

Реставрация храма началась в 2009 году. Комплексная реставрация Церковного павильона проведена ООО «Строительная культура» по проектам И.Л. Войновой и В.Д. Голуба (ОАО «НИИ «Спецпроектреставрация»). Уникальная реконструкция резного иконостаса осуществлена силами ООО «РСК «Возрождение» и ООО «АИСТ».

В сентябре 2018 года в помещениях бывшей дворцовой церкви открылась музейная экспозиция, рассказывающая об истории храма и его прихода. В неё входят более 130 экспонатов — произведений мебельного и декоративно-прикладного искусства, иконописи, шитья, гравюры и печатной графики из фондов ГМЗ «Петергоф», в том числе ряд подлинных предметов из убранства Церковного павильона и Зимней церкви XVIII – нач. XX в.

Фото Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 24, 2024 - 22:09

Вместе с другими предметами из коллекции нашего музея летом он отправится на выставку «Книжный мир семьи Романовых» в Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера.

 

Апрель 24, 2024 - 21:22

Я редко ставлю общие фото, но здесь не смогла сдержаться: впервые на первых полосах изданий, надеюсь, будут те, кто просто выполнял свою работу — реставрацию картин.

 

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.

 

Апрель 17, 2024 - 11:39

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация бюста римского поэта. Исследователи расходятся во мнениях: одни полагают, что это скульптурное изображение Гесиода, другие – Сенеки.