В сентябре прошлого года калининградский авиаперевозчик прекратил свою деятельность "В шоколаде" Начало 2008 года авиакомпания "КД авиа" встречала "в шоколаде" - в апреле взяла авиационный "Оскар", став победителем в престижной конкурсе "Крылья России", в номинацииии "Авиакомпания года - пассажирский перевозчик на международных воздушных линиях в группе II". Руководители авиаперевозчика рассказывали о планах развития, о покупке десятков "Аэробусов", о появлении новых маршрутов в режиме транзитного хаба. В аэропорт Калининграда, минуя Московский авиационный узел, из "большой" России приезжали сотни тысяч пассажиров, которых сине-белые "Боинги" доставляли в европейские города. Пассажиропоток приближался к 2 миллионам… К концу года стало понятно, что ситуация в авиакомпании не так радужна, как казалось на первый взгляд - стали хроническими задержки по выплате зарплат, появились претензии от кредиторов. "Лихорадило" авиакомпанию весь 2009 года. В пик кризиса, - и общемирового и отраслевого, - калининградский воздушный перевозчик подошел многомиллиардными долгами, сотрудники уже месяцами ждали зарплату. Первый тревожный сигнал - уже для пассажиров - прозвенел весной. В марте гендиректор авиакомпании направил телеграмму руководству Росавиации, в которой уведомил о прекращении полетов. Официальной причиной была названа невозможность финансирования текущей деятельности. - Авиакомпания вынуждена приостановить полеты, так как до сих пор не получила обещанной государственной поддержки, - такое сообщение распространила пресс-служба авиакомпании. Четыре миллиарда Поддержка авиакомпании действительно была нужна. На начало марта "КД авиа" задолжала своим сотрудникам 150 миллионов рублей, на несколько месяцев став крупнейшим должником в регионе. Правительство страны и лично премьер-министр Владимир Путин обратил внимание на бедственное положение калининградского авиаперевозчика и выделил 4 миллиарда рублей на его спасение. Деньги в область поступили, но до "КД авиа" так и не дошли. - Решение не отдавать "КД авиа" 4 миллиарда бюджетных денег было абсолютно правильным, - рассказал в интервью "Комсомолке" советник губернатора Бооса по авиационному проекту Борис Овчинников. - До сих пор не закрыт список кредиторов компании, ее долги перевалили за 15 миллиардов рублей. В результате 500 миллионов федеральных денег ушли на выплату материальной помощи сотрудникам "КД авиа" по личному распоряжению Путина. Остальные деньги областные власти договорились потратить на другие цели. 1 сентября авиакомпания прекратила продажу билетов на свои рейсы, а уже 3 сентября в Калининградский арбитражный суд поступил иск о признании "КД авиа" банкротом. 14 сентября Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта ОАО "КД Авиа". Невыплатой зарплат заинтересовался Следственный комитет, возбудивший по этому факту уголовное дело. 2 декабря руководство авиаперевозчика - председатель совета директоров Сергей Грищенко и исполнительный директор Леонид Ицков были арестованы по обвинению в преднамеренном банкротстве. Рейсы ушли... в Ригу Сейчас уже можно констатировать, что идея хаба в Калининграде похоронена под сотнями томов уголовных и арбитражных дел. "Ничьих" пассажиров перехватил аэропорт Риги. - В настоящее время Рижский аэропорт стал крупнейшей перевалочной базой в Прибалтике, - сказал "Комсомолке" Александр Корытный, региональный представитель авиакомпании "Эйр Балтик". - "Эйр Балтик" забирает пассажиров из Калининграда, привозит в Ригу, а затем предоставляет более 70 направлений в страны Европы, Ближнего Востока и Азии. Так прекрасная идея калининградского транспортного узла, связывающего Россию и Европу, прекратила свое существование. Планы по создание новой авиакомпании остаются лишь намерениями, как правительства области, так и инвесторов. И пока суды не разберутся с имуществом "КД авиа", надеяться, что кто-то начнет вкладывать деньги в разрушающийся аэропортовый комплекс тоже не приходится. Комплекс хиреет и вполне может стать еще одним калининградским памятником, вроде Дома Совета, обманутых, а лучше - утраченных надежд. Правда, мы не перестанем от этого летать, и уже не важно - с кем.