Коллеги – я не впал в депрессию, и не собираюсь ни с кем меряться мрачными прогнозами.
Я просто попытаюсь объяснить, что стратегия выживания, которая как бы естественно напрашивается сейчас для отрасли вообще, а для агентств в особенности, не приведет ни к чему хорошему.
Главная опасность для отрасли не в 2-х кратном росте курса валют и не в финансовых потерях людей. Главная опасность в том, что на туристический бизнес начали напрямую влиять глобальные процессы. И их влияние полностью изменило структуру бизнес-пространства.
Наша отрасль начала формироваться и складываться в начале 90-х, в период роста международных связей, открытости в экономике, окончания холодной войны, двухполярного мира и положительных эффектов от глобализации. Далее – после 2004 г. начался рост цен на нефть и связанный с этим рост уровня жизни в России, появление среднего класса, развитие потребительского кредитования и пр. Эти две волны и сформировали ту структуру отрасли, которую мы имеем сейчас – с перекосом в сторону выездного туризма, доминированием на рынке иностранных компаний, катастрофической неразвитостью внутренней инфраструктуры, внутренних стандартов качества, отсутствием антидемпинговых правил и каких бы то ни было отраслевых стандартов.
Что происходит сейчас? Абсолютно наоборот – международные связи превращаются во взаимные экономические санкции, границы перекрываются, холодная война кое-где уже закипает и превращается во вполне себе горячую. А последствия открытости и глобализации расхлебывает Европа в виде нелегальной миграции.
Может ли имеющаяся структура отрасли быть, не то чтобы успешной, а хотя бы более- менее устойчивой в таких внешних условиях? Однозначно нет.
Могут ли субъекты отрасли (агентства, туроператоры и пр.) заточенные исключительно на рост объемов сформировать новые, адекватные времени ценности, как для клиентов так и для себя? То же скорее всего нет.
Стратегия выживания не предполагает кардинального изменения бизнес-процессов и бизнес-структур. Её основа - это экономия ресурсов, оптимизация существующих процессов и напряженное ожидание момента выхода из кризиса, т.е. восстановления всех привычных параметров пространства
Это работает, если известно когда закончится зима и что за зимой наступит весна а потом, с высокой долей вероятности – лето. Если это неизвестно, то выживание превращается в доживание. Т.е. в медленную, в какой-то степени управляемую с точки зрения расхода конечных ресурсов, смерть субъектов бизнеса.
В принципе это тоже некоторым образом выход, у многих владельцев бизнесов есть заранее заготовленные запасные аэродромы. Квартиры в Болгарии или Чехии, небольшие гостевые домики на Алтае, свечные заводики в Самаре, дети, получившие образования в Европе и работающие там же, а у кого – чего греха таить и виды на второе гражданство.