Горнолыжный сезон закрыт: «пирог» Асента целиком не достался никому

Ожидания от только что завершившегося горнолыжного сезона оказались несколько завышенными, однако в целом туроператоры прошли его без потерь и даже оказались в плюсе, хотя объемы на ряде направлений пришлось существенно сокращать.

 

Не обошлось и без демпинга, несколько сместившегося географически – если в прошлом году центром «боев» был австрийский Зёльден, то в этом основная «битва» развернулась за французские Альпы. При этом во многом «спасение» сезона стало возможным благодаря акциям раннего бронирования, из-за которых туроператоры ощутили прирост в туристах на 10-15%, а также из-за ушедшего с рынка «Асента». Впрочем, по оценкам экспертов, этот прирост оказался существенно ниже того, на который рынок рассчитывал – часть потенциальных клиентов переориентировалась на пляжные направления, а часть ушла в самостоятельное «плавание».

«Сезон был не простым, но позитивным. Очень хорошо отработало «ранее бронирование», что дало надёжную подушку для дальнейшей работы в сезоне», - оценила прошедшую зиму Надежда Найдис, руководитель отдела рекламы туроператора «PAC Group». По мнению эксперта, на постновогодние продажи сильное влияние оказали два фактора - экономика и политика: но прежде всего рынок очень чутко отреагировал на колебание куса евро, и продажи сразу снизились. «Для стимулирования спроса мы применяли различные маркетинговые акции», - отметила собеседник. При этом в целом за сезон турпоток всё-таки вырос, несмотря на снижение покупательского спроса в феврале-марте.

«Ожидания были немного завышены у всех туроператоров. И хотя никто не ждал, что количество горнолыжников увеличится в два раза, но каждый надеялся для себя на некий прирост за счет ухода с рынка «Асента». Однако эти ожидания оправдались не в полной мере», - отметила Татьяна Коршунова, вице-президент по продвижению турпродукта туроператора «Джет Тревел». Скорее всего, по оценке эксперта, помимо плавного перераспределения туристов между конкурентами, часть туристов «Асента» предпочла перейти на «пляжные» направления, а часть ушла в «самостоятельное плавание». При этом, увы, отели Австрии, рапортующие о значительном приросте российских туристов, во многом набирают их за счет именно «самостоятельного» сегмента. «Австрия, к сожалению, не отличается взвешенной политикой по отношению к туроператорам, австрийские отели дают прямым клиентам значительные скидки, и туроператору надо очень извернуться, чтобы конкурировать в этом сегменте», - пояснила Татьяна Коршунова. В тоже время, как отметила собеседник, отели самого дорогого горнолыжного направления – Швейцарии, поступают в точности наоборот, пытаясь привлечь к себе и туристов и туроператоров различными акциями.

Не обошлось в уходящем сезоне и без демпинговых войн. «В сезоне был рост по Австрии и по Италии, и некоторый провал из-за демпинговых войн по Франции, особенно в конце сезона», - сообщил Михаил Мусинянц, гендиректор туроператора «Эрцог». По оценке эксперта, из-за этого туроператорам пришлось даже принимать экстренные меры. «В конце сезона мы сократили перевозку по Франции. И хотя убытков не было, но пришлось корректировать объемы на треть. Впрочем, именно благодаря сокращенным объемам мы неплохо закрыли сезон, и даже добирали дополнительные места», - пояснил эксперт. Тем не менее, по его оценкам, рост по всем альпийским направлениям в целом составил 10-15% «По доходности надо ещё подводить итоги, но прямых убытков не было, в целом прошедший сезон нас вполне устроил», - резюмировал Михаил Мусинянц.

«Внутри стран ротация по популярности довольно маленькая, соотношение осталось почти неизменным – это Франция, Италия и Австрия, следом идут Германия и Швейцария, и далее остальные горнолыжные направления. Более существенна «качественная» смена спроса: часть «горнолыжной» аудитории в этот сезон предпочла пляжный отдых», - отметила Татьяна Коршунова («Джет Тревел»). По оценке собеседника, основная причина – ценовые преимущества. «По звездности отелей – да, спрос смещается, если раньше в Новый год выкупался сегмент лакшери, то в этом году основной спрос был на средний сегмент. А после праздников, наоборот, спрос сместился в качественную сторону», - дополнила собеседник.

Впрочем, конец сезона выдался достаточно тяжелым. «В конце сезона обстоятельства были не в нашу пользу – падение курса рубля, Олимпиада, оттянувшая туристов, события на Украине и в Крыму, что не настраивает аудиторию отдыхать и не вселяло рынку уверенность в завтрашнем дне», - добавил Михаил Мусинянц («Эрцог»).

Тем не менее, вслед за завершением сезона, «горнолыжники» уже начинают готовить следующий, прогнозируя, что программы раннего бронирования в этом году начнутся ещё раньше. «Мировые деятели скоро перестанут красоваться перед своими избирателями в крымском вопросе и ситуация войдет в нормальное политическое русло. Соответственно, появится уверенность в завтрашнем дне у туристов и люди задумаются об отдыхе», - пояснил г-н Мусинянц.

 

Другие новости по теме «»