От 50 тыс. до 100 тыс. руб. за «первичный» факт овербукинга» придется платить перевозчикам, согласно новому закону, который выдвинул Народный Фронт. На данный момент законопроект получил поддержку от «правящей партии» «Единая Россия», а также одобрение от правового управления Госдумы и транспортного комитета.
При этом общественники, формально представляющие интересы пассажиров, но на прошедшей пресс-конференции сыгравшие на стороне авиакомпаний, утверждают, что высокие штрафы не метод, и что на Западе пассажиры не против попасть в ряды вынужденных безбилетников. При этом они признают, что в зоне риска – наиболее бюджетные пассажиры, просто не представляющие своих прав.
«Когда туристам отказывают в праве посадки на рейс, им сложно требовать что-то от авиакомпании в правовом порядке. Доказать вину перевозчика в подобном случае очень сложно. Но после принятия закона все, что потребуется от пассажира – заявить «компетентным органам», и уже они займутся такими нарушителями», - пояснил суть дела член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Александр Васильев. При этом эксперты «Народного Фронта» подчеркивают – практика овербукинга у авиакомпаний более чем массовая, перевозчики занимаются перепродажей мест в массовом порядке, зарабатывая на этом немалые деньги, а до суда же доходят единицы подобных дел.
Законопроект предполагает, что авиаперевозчики, не обслужившие пассажира вне рамок предусмотренных законом обстоятельств, обязаны будут выплатить административный штраф в размере от 50 до 100 тыс. руб. за первый случай овербукинга, и до 200 тыс. рублей за повторный случай. Пострадают и конкретные лица, задействованные в подобной практике – с должностных лиц планируется брать штраф от 10 тыс. до 15 тыс. руб. при первом доказанном факте и до 30 тыс. руб. – при доказанных фактах повтора.
«Астрономическими» суммы можно назвать только с очень большой натяжкой – однако на пресс-конференции в пятницу «эксперты» вступились за перевозчиков. В частности, авиаэксперт комитета Государственной думы по транспорту Роман Гусаров заявил, что «надо превращать негативное явление в позитивное». По его словам, европейские туристы не против оказаться на месте «жертв» овербукинга. «Есть законы, регулирующие права пассажиров. У авиакомпаний всегда есть пара мест в бизнес-классе, куда они могут посадить «лишних» пассажиров. В аэропорту Франкфурта со мной был такой случай: пассажиры уже на гейте узнают, что в салон не могут посадить 10 человек. Добровольцам предлагается подождать пару часов, получить компенсацию в размере 200 евро, полететь следующим рейсом. Таких добровольцев было 40 человек», - заявил он. Иначе, по его словам, столь разорительные штрафы приведут к банкротству авиакомпаний.
Тему поддержал и зампредседателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По его словам «законы должны быть строгими, но не губительными», иначе проиграть рискуют все, так как нельзя «разорить отрасль». «Нельзя назначать гигантские штрафы за овербукинг авиакомпаниям, потому что проиграем мы все. В конечном итоге останется один перевозчик, которой будет назначать свои цены», - заявил он. Однако, по его словам, компенсацию должен получать именно пассажир – тот самый, чье незнание своих прав перевозчики часто используют в собственных целях.
При этом «под удар», как правило, попадают самые дешевые бюджетные категории – подчеркнули эксперты. «Как представитель организации по защите прав пассажиров я склоняюсь к тому, что авиакомпания должна компенсировать какую-то сумму при ситуации с овербукингом. Это, в большинстве случаев, касается пассажиров, которые приобрели самые дешевые билеты. Их снимают с рейса в первую очередь, не предупреждая ни о чём», - заявил Максим Образцов, президент некоммерческой организации по защите прав авиапассажиров. По его словам, расчет перевозчиков прозрачен – добиться компенсации пассажир сможет только через суд, а как правило, «бюджетный» пассажир плохо представляет себе свои права. «Для начала следует обратиться к авиакомпании с вопросами по возмещению всех убытков, понесённых пассажиром. А потом уже, в судебном процессе, доказывать те убытки, которые он понес. Мы готовы оказывать безвозмездную помощь », - подчеркнул Максим Образцов.
Возвращаясь к европейским примерам, стоит подчеркнуть, что согласно Монреальской конвенции, которая устанавливает правила международных воздушных перевозок, принятой в 1999 году и ратифицированной в 120 государствах (Россия к ней присоединилась лишь в этом году), в случае задержки рейса пассажир имеет право на компенсацию в размере от 250 до 600 евро при задержке рейса от 3 часов или отмене рейса, а также овербукинге и отказе в посадке. Напомним, что почти год назад, 16 ноября, в третьем чтении Госдумой был принят законопроект в связи с присоединением России к Монреальской конвенции о правилах международных авиаперевозок, предусматривающий ряд изменений в Воздушном кодексе РФ.
Однако, как утверждали и продолжают утверждать практики сервисов, помогающих пассажиру получить компенсацию, в основном о своем праве на нее большинство туристов банально не знают, хотя число попадающих в зону риска велико. «Согласно данным Евростата более 900 млн пассажиров ежегодно совершает перелет в воздушной зоне ЕС, и этот показатель растет из года в год. Из этих 900 млн пассажиров от 0.75 до 1 процента могут претендовать на получение компенсации за отмену/задержку или отказ в посадке. Таким образом, при средней компенсации на человека в 400 евро (от 250 до 600) мы получаем, что почти 3 млрд евро компенсаций ежегодно должно быть выплачено, а реально выплачивается всего лишь около 200 млн евро», - ранее рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» гендиректор ресурса «Сompensair» Роман Гильманов. Однако по его словам, услуга востребована. «Мы уже получили компенсации по более чем 200 заявкам на общую сумму более 150 тыс евро. Большое количество заявок сейчас в работе, так как средний срок получения компенсации 2 месяца. А сама сумма компенсации колеблется от 450 до 500 евро», - рассказал Роман Гильманов. Произведя несложный подсчет, можно убедиться, что сумма не намного меньше предполагаемых штрафов.
Фото: Турпром.ру