Госдума во втором и третьем чтениях приняла антитеррористический законопроект депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова.
В числе прочего закон обязывает интернет-провайдеров, сотовых операторов и интернет-компании хранить переписку пользователей, а также раскрывать властям ключи для её расшифровки.
Во втором чтении документ поддержали 266 депутатов, против высказались 61 парламентария, один воздержался, в третьем «за» высказались 287, «против» — 147, один воздержался. Дмитрий Гудков предлагал отменить норму о хранении данных и раскрытии ключей шифрования, но Госдума отказалась (текст к третьему чтению, формат .doc).
Интернет-компании должны будут начать собирать информацию о фактах соединений за трехлетний и годичный периоды уже с 20 июля 2016 года, а содержание переговоров и переписки — с 1 июля 2018 года. Операторы связи и «организаторы распространения информации» в интернете должны будут хранить все переговоры и данные, которые пользователи передают друг другу до полугода (точный срок устанавливается Правительством) с момента передачи. Сам факт о передаче придётся хранить на протяжении трёх лет. В реестр «организаторов распространения» теперь будут включать любой ресурс, где можно обмениваться электронными сообщениями (т.е., любой форум, например). В сегодняшней версии реестра организаторов распространения информации (по статистике Роскомсвободы) меньше сотни записей и речи о «каждом форуме» вовсе не идёт.
Ключи к зашифрованной информации должны будут передаваться властям. Штраф за невыполнение составляет от 800 тысяч до 1 млн рублей для юридических лиц. Это теоретически поставит под угрозу запрета приложения с end-to-end шифрованием, так как ключи при таком типе шифрования хранятся у пользователей. End-to-end шифрование используется в мессенджерах — Telegram, Viber, WhatsApp (но причиной достижения популярности последними двумя, оно не было).
Идея обязать операторов сохранять переписку интернет-пользователей появилась еще зимой 2014 года наравне с другими антитеррористическими мерами, например ужесточением контроля над интернет-платежами. Уже тогда это предложение вызвало резкую критику. Так глава Mail.ru Group Дмитрий Гришин еще в апреле 2014 года предсказывал, что принятие законопроекта нанесет непоправимый ущерб интернет отрасли. Примерно в том же ключе оценивали новацию и в «Яндексе».
В апреле 2016 года были внесены более конкретные поправки, уточнялось что хранить (переписку в мессенджерах, пересылаемые изображения и прочее). Также появилось требование относительно того, сколько нужно хранить информацию — три года, затем эту норму сократили до 6 месяцев. Также в законопроекте появилось требование предоставлять компетентным органам средства для расшифровки сообщений пользователей.
Несмотря на сопротивление отраслевых лоббистов, серьезных попыток как-то смягчить удар по индустрии депутаты даже не делали. В последний момент 20 июля 2016 года из законопроекта убрали самые одиозные пункты — про лишение гражданства за «террористические статьи» и смягчили запрет на выезд из страны в случае получения гражданином официального предостережения «о недопустимости действий, создающих условия для совершения террористических преступлений».
Оставив в итоговой версии требования по хранению ключей для расшифровки переписки, Госдума, по мнению представителей отрасли, обрекла компании на неоправданные расходы. К примеру МТС оценивает их 2,2 триллиона рублей (только для себя), оценка «Вымпелкома» скромнее — 2 триллиона рублей на всех операторов. Из интернет-компаний свои потенциальные потери пока оценила только Mail.ru Group — $2 млрд. Совокупный ущерб может составить, исходя из доступных оценок, около 5 млрд рублей. Стоимость акций компаний, которые должны пострадать от введения новых законов, на бирже пока не показали существенного падения кроме акций Mail.ru Group на LSE на 9,2% но его можно объяснить общим спадом на локальном рынке акций, связанным с референдумом о выходе Великобритании из ЕС.