Государственная Дума собралась до ухода на каникулы окончательно принять уже одобренный ею в первом чтении законопроект – о внесении изменений в Жилищный кодекс.
Сейчас статья 17 этого кодекса запрещает размещать в жилых помещениях промышленные производства. Обсуждаемая сейчас поправка запретит в жилых помещениях еще и "гостиницы и иные средства размещения, оказание гостиничных услуг и иных услуг размещения".
В прессе этот законопроект прозвали антихостельским, потому что он если не прекратит, то сильно затруднит существование хостелов маленьких, порой, совсем маленьких, на одну комнату в обычной квартире, гостиничек, которые за последнее время расплодились во множестве наших городов. На самом же деле проект не только антихостельский – его запретительные амбиции гораздо шире. Вот к вам, допустим, в Саратов иногда приезжает дядя, допустим, из Самары. До сих пор вы оставляли дядю ночевать – после принятия законопроекта это ваше простое действие станет противозаконным: вы оказываете дяде "иные услуги размещения" — нельзя.
Вы скажете, что я придираюсь к пустякам. Не знаю, к пустякам ли. Мы еще не видели будущих подзаконных актов. Возможно, что ночевка дяди (если кто из соседей настучит) влетит вам в очень заметный штраф. Но в целом – да, конечно, основной удар придется все-таки по хостелам и частным гостиничкам.
Сколько их сегодня в стране, да и в отдельных городах никто толком не знает, но, похоже, что помимо хостелов, в масштабах страны в посуточной аренде задействовано и более полумиллиона квартир. Это уже достаточно много, чтобы составить серьезную, очень серьезную конкуренцию гостиницам классического типа – особенно тем, что на неофициальном языке именуются "совковыми". Согласитесь, далеко не всякий приезжий предпочтет выложить полторы-две тысячи за ночь в большой гостинице семидесятых годов постройки, если можно получить приличный ночлег за 500-600 и сносный за 300 у услужливого частника. Так что первая мысль, которая приходит в голову при ознакомлении с обсуждаемым проектом – гостиничники пролоббировали. Но утверждать этого я не стану – со свечкой не стоял, да и не так уж это важно. Важна логика законопроекта, а она, на мой взгляд, категорически неверна.
Авторы-то утверждают, что они хотят только навести порядок. Их новация вовсе не запретит хостелы. Переведи свое помещение из жилых в нежилые, как позволяет Жилищный кодекс, да и работай себе дальше. Это чистой воды лукавство (или, как говорит один любимый герой Толстого, фальшь). Во-первых, ЖК позволяет перевести в разряд нежилых, далеко не любые жилые помещения, а только те, что на первом этаже или над нежилыми. А вот в Крыму, например, в приморских городках оказанием хостелоподобных услуг промышляют владельцы квартир на всех этажах, и это для очень многих – основная часть их годового дохода. Им как, зубы теперь на полку класть? Да и не только в Крыму. Не сосчитать, сколько пенсионеров в больших городах пускают постояльцев – тоже на любых этажах. И в нежилые помещения свои квартиры заведомо переписывать не будут – им и самим где-то жить надо. Так что, по мнению Думы, им всем прибавка к пенсии больше не нужна?
Во-вторых, пусть помещение некоего хостела, в принципе, может быть переведено в разряд нежилых. Но для перевода помещения в нежилые необходимо согласие всех собственников квартир в доме, а сверх того нужно как-то устроить в помещение отдельный вход – все это долго и дорого. Так что будем честны, обсуждаемая поправка просто прихлопнет размещение постояльцев в многоквартирных домах – точнее, переведет его на нелегальное положение к огромной радости всех родов контролеров.
Еще одна радость от обсуждаемого законопроекта – мощный удар по возрождению в России внутреннего туризма. Гостиничных мест в стране мало. Выбивание широкого и динамично растущего слоя частных гостеприимцев вернет ситуацию на тридцать лет назад, когда только безумец мог просто так, без командировочного удостоверения приехать в соседний город. И с удостоверениями-то на вокзалах ночевали. Так что министр культуры Мединский, назвавший этот законопроект ударом под дых внутреннему туризму, выразился еще чрезвычайно мягко. Да, и с "резиновыми квартирами", и с полулегальными грязными ночлежками надо бороться – но не так, торпедируя сразу целую отрасль живой, а не бумажной экономики.
Очень хотелось бы, чтобы депутаты прониклись, наконец, простым соображением: в кризис (а у нас сейчас, напомню, кризис) главное дело власти – открывать перед людьми новые возможности. Открывать новые, а не губить прежние.