Госдума ужесточает наказания для спекулянтов театральными билетами

Комитет Госдумы по культуре одобрил законопроект, направленный на борьбу со спекулянтами билетами в театры и музеи. Он предусматривает возможность введения именных билетов, продавать которые смогут только уполномоченные самими площадками организации с наценкой не больше 10%. Это не поможет снизить нелегальный оборот, наоборот, заставит часть компаний уйти в «серую» часть экономики, настаивают крупные участники рынка.

13 ноября Госдума рассмотрит в первом чтении правительственные поправки к закону «О культуре», ограничивающие спекуляции билетами в театры, музеи, цирки, на концерты и прочие мероприятия. Комитет Госдумы по культуре, по словам его главы Елены Ямпольской, поддержал проект для принятия в первом чтении. Документом предлагается разрешить театрам, музеям и концертным залам вводить именные билеты. Продавать их могут лишь организации, уполномоченные самими учреждениями культуры. При этом разрешается наценка (например, плата за доставку), но не более 10% от стоимости билета. Порядок возврата билетов предписывается согласовать с требованиями Минкульта, которые еще предстоит разработать.

В пояснительной записке сообщается, что поправки разработаны «в связи с отменой штрафных санкций при возврате билетов на культурно-зрелищные мероприятия». Этим пользуются перекупщики, возвращающие непроданные билеты организаторам мероприятий. Последние несут убытки, а «недобросовестная нажива» спекулянтов «дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры» в целом.
В пример приводится столичный Театр наций, где «недобросовестные покупатели» в первом квартале 2018 года вернули в кассу билеты на 1 млн руб.

Санкции за превышение десятипроцентной наценки прописаны в другом законопроекте правительства, также внесенном в Госдуму. Он предусматривает штрафы 100–300 тыс. руб. для физических лиц, 200–500 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и до 1 млн руб. для компаний. Штрафы до 500 тыс. руб. будут грозить и самим учреждениям культуры, если те отказались вернуть деньги за билет в случае переноса мероприятия. По данным Intermedia, коммерческие доходы рынка «афишных мероприятий» в 2017 году составили 96 млрд руб.

У законопроекта пока остаются недочеты, признают и депутаты, и участники рынка. Так, госпожа Ямпольская отметила, что в документе нет речи об ограничении деятельности «зеркал» интернет-сайтов, которые создают перекупщики. Гендиректор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина сказала, что предстоит определиться и с порядком возврата билетов, пояснив, что выступает за дифференциацию их стоимости по примеру авиакасс. Гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в отзыве на проект указал, что необходимо отделить срок возврата билетов на спектакли и концерты и билетов на постоянные экспозиции. Кроме того, документ не должен вредить интересам добросовестных участников рынка, например турфирм,— для них Эрмитаж просит оставить свободу на определение стоимости билетов.

Более категоричны в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), где не поддерживают принятие законопроекта.

Прямые договоры с музеями приведут к монополии крупных агрегаторов, особенно если не будет прописана обязанность организаторов мероприятий заключать договор со всеми желающими, указывают в РАЭК. Комиссия на уровне 10% также не отвечает рыночным принципам, поскольку себестоимость услуг может превышать эту долю, считает ассоциация.

    Владимир Мединский, министр культуры РФ, в интервью радио «Комсомольская правда»: «Надеемся, что правительство и Госдума эти законы поддержат».

Сами билетные сервисы уже направили несколько писем в комитет по культуре. В одном из них, подписанном «Яндекс.Афишей», Parter.ru, Ticketland, Kassy.ru, Ponominalu, Concert.ru и RedKassa, компании просят не вводить порог 10% комиссии, так как это лишь приведет к росту спекуляций. Не помогут ограничить нелегальный оборот и прямые договоры, поскольку привлечение виновных к ответственности останется трудозатратным и неэффективным, считают сервисы. Они также предлагают исключить из проекта пункт об именных билетах и вывести сервисы из-под обязанности возвращать деньги за билеты, так как этим должны заниматься организаторы.

В пресс-службе «Яндекса» сообщили, что поддерживают защиту организаторов и потребителей, но в то же время документ «не решает задач, описанных в пояснительной записке». В МТС (владеет Ticketland и Ponominalu) согласны, что необходимо ограничить работу откровенно мошеннических сервисов и нелегальных перекупщиков, но настаивают, что сейчас система продаж эффективно работает как саморегулируемая и положительно влияет на привлечение зрителей, например, в театры.

В Kassir.ru также недовольны проектом: он ограничивает не спекулянтов, а права агентов и покупателей, говорится в письме и. о. гендиректора сервиса Евгения Финкельштейна. Более эффективным будет предусмотреть сотрудничество между билетными операторами и хостинг-провайдерами, которые смогут блокировать сайты-двойники. Проблема таких сайтов стоит остро, говорит руководитель юридического департамента Kassir.ru Илья Ковалевский: только к одному из последних мероприятий сервиса создано более 70 «зеркал». Другие ограничения приведут к тому, что сервисы начнут уходить в теневую часть экономики, уверен он.

Александр Воронов, Елизавета Макарова

Фото: Павел Каравашкин / Коммерсантъ

Другие новости по теме «Законодательство»

Октябрь 30, 2018 - 10:00

Электронные трудовые книжки заменят бумажные с 1 января 2021 года. Соответствующие положения предусматривает законопроект, разработанный Минтрудом.

 

Октябрь 20, 2018 - 09:25

Как заявил начальник правого управления ведомства Изо Арахамия, в настоящее время деятельность турагентов ничем не регулируется.

 

Октябрь 19, 2018 - 09:54

Минтруд разъяснил, вправе ли организация на своем официальном сайте опубликовать список работников, уволенных по статьям: утрата доверия, совершение хищения, неоднократное неисполнение трудовых обязанностей.

 

Октябрь 18, 2018 - 10:04

Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект о возврате пассажиру стоимости авиабилета в случае вынужденного отказа от полета из-за болезни члена его семьи или близкого родственника - вне зависимости от того, следуют они вместе с ним или нет.