Госдума заступилась за низкобюджетников

Законопроект, определяющий понятие доминирующего положения на рынке услуг пассажирских авиаперевозчиков на внутренних рейсах, внесен вчера в Госдуму. Автор законопроекта – заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ, член фракции «Единая Россия» Андрей Голушко. Согласно документу, доминирующим предлагается считать положение авиакомпании, доля которой на рынке в РФ превышает 25%. Предполагается, что принятие законопроекта не только будет способствовать развитию конкуренции на внутреннем авиарынке, но и окажет воздействие на развитие авиарынка в целом, а значит, позволит улучшить качество услуг и условий перевозок для пассажиров. Документ направлен «на прекращение нерегулируемого роста цен на авиабилеты». По мнению автора проекта, сейчас перевозчик, зачастую пользуясь монопольным положением на рынке, необоснованно взвинчивает цены на авиабилеты, особенно в сезон каникул и отпусков. Нововведение должно создать условия для развития авиакомпаний, предоставляющих услуги экономкласса и осуществляющих низкостоимостные перевозки. Чтобы рынок стал «честным и прозрачным», автор также предлагает наделить дополнительными полномочиями Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС), которая теперь должна получить право разрабатывать и утверждать методику, устанавливающую тарифы на услуги авиакомпаний по организации пассажирских авиаперевозок на внутренних рейсах, вносить предложения в лицензирующие органы о выдаче «сезонных» лицензий недорогим авиакомпаниям, в том числе иностранным, для осуществления авиаперевозок по основным направлениям в период повышенного спроса. Также антимонопольное ведомство сможет вносить в органы сертификации гражданских аэропортов предложения о введении специальной системы сертификации регионального аэродромного обслуживания и гражданских аэропортов субъектов РФ, отличающейся от требований, предъявляемым к крупным гражданским аэропортам. При этом в самом антимонопольном ведомстве о данном документе ничего не знают. Как сообщил «АвиаПорту» начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Ротенберг, законопроект в ведомство не поступал, соответственно, говорить о нем что-либо преждевременно. В свою очередь, источник в ведомстве, отвечая на вопрос о целесообразности инициативы «Единой России» заявил, что действующего в настоящее время законодательства вполне достаточно. Не видели законопроект и в министерстве транспорта РФ. «После того, как законопроект будет получен в официальном порядке, в установленный законом срок, Минтранс выскажет свое мнение», – сообщили в ведомстве. Российские перевозчики по-разному оценили данную инициативу. Поддержал нововведение низкобюджетный российский перевозчик Sky Express. Представитель компании Виталий Коренюгин сообщил, что это предложение найдет отклик у небольших авиакомпаний, которые «ведут неравный бой с базовыми перевозчиками, занимающих доминирующее положение на некоторых линиях». Если законопроект будет принят, это скажется на тарифной политике авиакомпаний, позволит на некоторые направления выйти новым перевозчикам, и, в итоге, в выигрыше по ценам останется пассажир. «Развитие конкуренции – это позитивное явление», – резюмировал он. Представители «Аэрофлота» и «Сибири» от комментариев отказались. Хотя ранее генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев высказывал мнение, что занимаемой компанией с «дочками» четверти российского рынка «Аэрофлоту» недостаточно. «Быть первым в Европе невозможно, не став первым у себя на родине, то есть в России. Поэтому наша основная задача – закрепить этот успех и стать первыми в России», – подчеркнул тогда г-н Савельев. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2010 году лидерами на внутренних линиях были авиакомпания «Сибирь», занимающая 15,3% рынка, «Аэрофлот» (14,3%) и «ЮТэйр» (13,1%), то есть ни одна из авиакомпаний не превысила 25-процентный порог. Следует напомнить, что на протяжении нескольких лет на самых различных уровнях дискутируется вопрос об укрупнении отечественных авиакомпаний, что должно привести к сокращению количества игроков на авиационном рынке. Инициатива г-на Голушко стала первой попыткой поставить законодательные барьеры на пути консолидации компаний отрасли. По оценке аналитической службы «АвиаПорта», в законопроекте содержится положения, которые вряд ли могут быть реализованы. К примеру, разработка методики, устанавливающей тарифы на услуги авиакомпаний, является примером нерыночного регулирования, не имеющим аналогов в развитых авиационных державах. Более того, фиксация цен в рамках единой методики должна привести к полному устранению ценовой конкуренции. Предложение по выдаче сезонных лицензий также вызывает ряд вопросов. На внутренних линиях лицензирование перевозок отменено, поэтому любой перевозчик имеет равные возможности по выходу на рынки. Что касается иностранных авиакомпаний, то они лишены права выполнять коммерческие перевозки внутри Российской Федерации, что полностью соответствует международной практике. В то же время, регулярные полеты по международным линиям регламентируются межправительственными соглашениями, которые имеют целью защитить отечественных перевозчиков и обеспечить паритет в выполнении полетов. Наконец, вызывает сомнение тезис о нерегулируемом росте цен на авиабилеты российских авиакомпаний. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в декабре 2010 года средняя стоимость полета в салоне экономического класса возросла на 6,4% относительно декабря 2009 года, и всего на 1,7% превысила аналогичный показатель 2008 года. Однако в предложениях содержится и весьма актуальное предложение, направленное на снижение уровня сертификационных требований для региональных аэропортов относительно крупных воздушных гаваней. Теоретически, это может помочь операторам небольших аэропортов снизить издержки и, как следствие, не повышать величину аэропортовых сборов.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Март 12, 2024 - 17:07

«Россия» (Группа Аэрофлот) начнет выполнять ежедневные рейсы из Москвы в Ульяновск с начала действия летнего расписания. Частота полетов будет дополнительно увеличена в высокий летний сезон – с мая рейсы планируются два раза в день.

 

Март 12, 2024 - 12:26

Уважаемые партнеры, предлагаем Вам рейсы  flydubai из Москвы в города Италии: Милан (BGY), Пиза (PSA), Неаполь (OLB), Катания (CTA) со стыковкой в Дубае

 

Март 11, 2024 - 20:44

«Россия» (Группа Аэрофлот) дополнила бортовое меню вегетарианскими горячими блюдами. Теперь пассажирам в классе Эконом бортпроводники авиакомпании предложат на выбор не два, как ранее, а три горячих блюда.

 

Март 6, 2024 - 13:47

Авиакомпания «Россия» (Группа Аэрофлот) увеличивает количество направлений, где пассажирам бизнес-класса предоставляются массажеры Yamaguchi.