Согласно индексу HPI, события политической жизни и природные катастрофы первой половины 2011 года сильно повлияли на стоимость номеров в отелях. Однако на рост московских цен они не оказали существенного воздействия. Средняя стоимость гостиничного номера в Москве, согласно последнему исследованию Hotel Price Index™ (HPI), проводимому Hotels.com, за первое полугодие 2011 года увеличилась на 12% и составила 6370 рублей, что подчеркивает статус российской столицы как одного из самых дорогих городов мира. Это увеличение цены, превосходящее инфляцию, которая в июне составила 9%, существенно разнится с показателями стоимости гостиниц в Санкт-Петербурге, где цены упали на 20% до уровня 3974 рублей. Средняя стоимость номеров в гостиницах в России в первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 11% до 4773 рублей, несмотря на общемировое трехпроцентное увеличение.
В целом по данным индекса Hotels.com HPI цены на ночь в отеле подверглись серьезным колебаниям в результате политических беспорядков и природных катастроф первой половины 2011 года.
В среднем цена за номер в отеле по всему миру за период с января по июнь выросла всего на 3%, но за этим показателем скрывается кривая резкого роста и падения расценок на ночь в отелях тех регионов, где в первой половине 2011 года происходили важные исторические события.
Другие факторы, такие как устойчивость валюты и объем доступных номеров, также повлияли на среднюю стоимость номеров в отелях по всему миру, хотя отчет показывает, что с 2004 года (именно тогда было запущено исследование HPI, представляющее ценность для путешественников) произошел рост цен всего на 6%.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, цены упали на 6% в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но выросли на всех других направлениях: на 4% в Северной Америке, на 2% в Европе и Латинской Америке и на 1% в странах Карибского бассейна.
Волна восстаний, прокатившаяся по Северной Африке и Ближнему Востоку, вызвала значительное снижение цен на отели в регионе. Туристы и бизнесмены предпочитали оставаться вдали от стран, где происходили гражданские протесты, а также от тех стран региона, которые избежали каких-либо политических волнений.
Тем не менее, снижение доверия потребителей по отношению к странам Северной Африки и Ближнего Востока сыграло на руку курортам южной Европы, так как туристы вернулись к более традиционному и спокойному отдыху. Отмечается повышение цен на некоторых курортах Испании. Согласно исследованию HPI в Европе в общем цены повысились на 2% по сравнению с первой половиной прошлого года.
Официальные визиты королевы Елизаветы II и президента США Барака Обамы в Ирландию вызвал небольшой рост цен на номера в отелях страны.
В первом полугодии этого года средняя цена на номер в отеле в Азиатско-Тихоокеанском регионе упала на 6%. Землетрясение в Японии, цунами и опасность ядерной катастрофы на Фукусиме привели к снижению загрузки и падению спроса на номера в отелях по всей стране, а также вызвали цепную реакцию в других частях региона.
Тем не менее, несмотря на общее снижение цен, в регионе также был отмечен некоторый рост, особенно в сильных экономических зонах, таких как Австралия, куда часто совершаются командировки, тем более что австралийский доллар оставался на высоком уровне.
Дэвид Рош, президент Hotels.com, так прокомментировал движение цен: «В этом году впервые за все время существования HPI драматические события, такие как политическая нестабильность и природные катастрофы, например, землетрясение в Японии и «арабская весна», вызвали наиболее резкое колебание уровня цен на отели.
Несмотря на некоторые исключения в отношении колебаний цен, важно подчеркнуть, что в целом наблюдается постепенное приближение гостиничных цен к уровню семилетней давности, что является отличной новостью для туристов».
«Конечно, и другие факторы, такие, как валютные колебания, политические изменения, события культурной или деловой жизни, даже скидки, предоставляемые отелями, – все это может также влиять на уровень гостиничных цен. Но важно подчеркнуть общее оздоровление этого сектора экономики в текущем году. Оно проявляется в увеличении предложений отелей: по всему миру строятся почти 6000 гостиниц. Это увеличение объемов недвижимости также играет роль сдерживающего рост цен фактора, что на руку потребителям», – подчеркнул г-н Рош.
Индекс гостиничных цен Hotels.com HPI основан на бронированиях, совершенных через Hotels.com по всему миру. Этот рейтинг отслеживает реальные цены на номера в более, чем 125 000 отелях (реальные цены отличаются от цен, заявленных в рекламе), располагающихся в 19 000 точек по всему миру.