21 января в Государственном музее истории религии открывается выставка, посвященная отношению к смерти в различных культурах.
Выставка знакомит с погребальными и поминальными обрядами, рассказывает о ритуалах, сопровождающих переход в мир иной, и о том, что ждет человека после смерти в представлении последователей разных религий.
Аллегорические и персонифицированные изображения Смерти, посмертные маски, изображения духов предков, ритуальные предметы и археологические находки, картины и гравюры – всего более 100 предметов – иллюстрируют сюжеты на тему смерти. Среди них: паринирвана Будды, героическая гибель Гектора, мученическая смерть св. Себастиана, убийство Зигфрида, сцены перехода душ в иной мир, загробного суда и воздаяния, а также пребывания душ умерших в различных сферах, таких как Чистилище, Ад и Рай, Чистая земля Будды Амитабхи и многие другие.
Среди наиболее интересных экспонатов: оригинальная посмертная маска основателя ордена иллюминатов Адама Вейсгаупта (1748–1830), иллюстрированное издание «Пляски Смерти» (1725 г.), поминальные вотивы гончарного цеха и цеха портных (XIX в.), мемориальный масонский складень.
Автор выставки Наталья Веприкова отмечает: «Выставка открывается различными образами, в которых смерть может прийти к человеку: смерть героическая, жертвенная, предательская... Погребальным обрядам посвящен следующий раздел, где представлены предметы из археологических и этнографических экспедиций музея. Затем мы переходим к разговору о моменте, когда умерший пересекает черту, отделяющую его от мира живых. Завершает это своеобразное путешествие в мир смерти тема загробного существования».
Осознание своей смертности – черта, присущая только человеку и выделяющая его из мира животных. Смерть – это та черта, перед которой человек понимает истинную ценность своей жизни, и именно неизбежность смерти позволяет поставить вопрос о смысле бытия.
Понимая неотвратимость смерти, люди всегда пытались «приручить» её посредством обрядов, которые призваны были провести границу между живым и неживым и закрыть для смерти дорогу к живым. Отсюда различные запреты, например отказ от созерцания мертвого тела, усложнение погребального обряда, который мог производиться в форме захоронения, кремации, тело могли оставить на съедение диким животным и т. д.
Считается, что именно с момента, когда люди стали хоронить умерших, начинается сознательная история человечества. Несмотря на различия и разнообразие погребальных обрядов у разных народов, главная цель остается неизменной – отделить мир мертвых от мира живых. Об этом свидетельствуют древние захоронения, обнаруженные археологами.
С древнейших времен и до наших дней представления о смерти претерпели ряд изменений. И если много тысяч лет назад смерть была почти обыденным явлением, а кладбища нередко были местом собраний, то начиная с XII века близость живых и умерших прекращается, кладбища выносят за городскую черту. В европейском искусстве формируется образ смерти в виде скелета, облаченного в темный балахон и с косой.
Еще один вопрос, которым издавна задавались люди – что происходит после смерти. Так, в религиях Древнего мира загробный мир понимался как мрачное царство, куда уходили все, независимо от заслуг при жизни. Первые идеи о загробном воздаянии появляются в Древнем Египте в эпоху Среднего царства (XXI-XVII вв. до н.э.) и зафиксированы в Книге мертвых: благочестивые жители отправляются на поля блаженства (Иалу), а души грешников – в пасть чудовищу и исчезают навсегда.
Современные религии по-разному представляют загробное существование. Смерть – это гибель тела, а дух может возродиться в новом теле (теория реинкарнации), либо продолжать существование после смерти (синтоизм). В христианстве душа может попасть в рай или ад, или ждать дня Страшного суда и воскресения в физическом теле. Но, несмотря на все различия, каждая религиозная система неизбежно обращается к теме смерти, давая свой ответ на одну из главных тайн человеческого бытия.
Выставка продлится до 30 марта 2025 года.
Фото gmir.ru