Государство решило усилить контроль за речными круизными компаниями, туроператоры считают это профанацией

10 июля, в годовщину крушения круизного теплохода «Булгария», Госдума приняла закон об усилении транспортного контроля, в том числе за судоходством. 18 июля закон был одобрен Советом Федерации, а на днях его утвердил Президент РФ. Отныне контроль за состоянием пассажирских и круизных судов будет изрядно ужесточен, повысятся штрафы за административные нарушения, а также перераспределятся функции Ространснадзора и Росморречфлота. Однако российские туроператоры встретили нововведения без энтузиазма: по мнению экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», поправки в закон не содержат ничего принципиально нового, а другие важные проблемы, к сожалению, остались без внимания чиновников. Более того, предложенные новеллы, не увеличивая реальную безопасность круизных судов, существенно увеличивают финансовую нагрузку на их операторов.

В частности, согласно новым правилам, во всех речных портах страны появятся ответственные инспекторы, в обязанности которых будет входить контроль за капитанами круизных судов и их владельцами. Кроме того, специализированные контрольно-надзорные структуры получают право проверки судов в порядке превентивного контроля. По словам Александра Сахарова, гендиректора туркомпании «Инфофлот», в данной ситуации главное – не переусердствовать. «Проверки осуществлялись и раньше, в этом нет ничего нового. Мы не боимся дополнительного контроля, однако важно, чтобы всё делалось по закону и согласно здравому смыслу», - отметил эксперт. Собеседник рассказал, что из-за неожиданных проверок прямо перед началом рейсов в прошлом году случались частые задержки круизов и как следствие – сбои в расписании кораблей. «Главное, чтобы туристы от этих проверок не страдали», - резюмировал эксперт. Ещё одно нововведение – обязательная регистрация договоров аренды теплоходов без экипажа.

Александр Землянский, гендиректор туркомпании «Речфлот», считает данную поправку вообще бессмысленной: «На мой взгляд, следует эффективнее проверять экипаж, его квалификацию и комплектность, чем тратить время на регистрацию этих договоров». Эксперт добавил, что причина прошлогодней катастрофы «Булгарии» не в том, что она была арендована по такому договору, а в том, что никто не проверил там наличие лицензии и квалификации экипажа по той причине, что у контролирующих органов якобы не было на это прав. Более того, обязательная регистрация станет дополнительной статьей расходов для судовладельцев. Повысятся также и штрафы за административные нарушения: так, штраф на перевозку туристов без лицензии составит 50 тыс. рублей для граждан и должностных лиц (до сих пор он составлял от 2 до 5 тысяч рублей). Вовсе несимволические расходы, по словам собеседника, туроператоры понесут и из-за обязательного внедрения системы управления безопасностью судна. «Это делается по аналогии с морским транспортом, где такая система была предусмотрена международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). По сути, все компании будут обязаны внедрить такую систему у себя уже к навигации 2013 года.

Но на самом деле, ничего нового эта система не содержит, там лишь будут собраны ранее действующие правила и требования. Однако судоходным компаниям придется купить целый комплекс документов у разработчиков этих систем и вставить туда свое название и учесть свою специфику. Это дополнительные расходы и они отнюдь не символические. Причем мы уже имели аналогичный опыт, когда нас заставили купить похожую «придумку» - план по борьбе с розливом нефтепродуктов. Заставили всех купить, утвердить в МЧС, а сейчас о нем никто уже и не вспоминает», - рассказал Александр Землянский. Тем не менее, по мнению экспертов, нововведения не станут помехой для работы речников, поскольку у них есть более крупные проблемы, которые необходимо решать. «Наши главные проблемы - завышенные самим государством цены на причаливание, устаревшая инфраструктура портов и каналов, старые теплоходы, отсутствие квалифицированных кадров», - рассказал г-н Землянский. Собеседник добавил, что новые поправки в закон, к сожалению, здесь бессильны - это просто поверхностное создание видимости какой-либо реакции государства на произошедшую год назад крупнейшую катастрофу на речном транспорте – и не более того.

Подводя итоги июля, Александр Сахаров отметил, что, по сравнению с первой половиной сезона навигации, ситуация на рынке речных круизов постепенно выровнялась. «К августу часть круизных компаний сократила навигацию, поэтому баланса спроса и предложения, в принципе, удалось достичь», - отметил собеседник. 

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 19, 2018 - 10:02

ФНС планирует запустить онлайн-сервис по дистанционной регистрации индивидуальных предпринимателей. Об этом сообщается на сайте налоговой службы.

 

Апрель 18, 2018 - 09:18

Несмотря на «перегретый» в определенной степени рынок выездного туризма, некоторые давно работающие на рынке туроператоры не планируют снижать размер комиссии и разворачивают перед сезоном ряд акций по стимулированию агентских продаж.

 

Апрель 13, 2018 - 09:58

Черный рынок операторских услуг в сфере внутреннего туризма, судя по всему, продолжает расти. Операторы в регионах все чаще сталкиваются с конкурентами, которые, не имея легального статуса, набирают группы на активные, экскурсионные, тематические многодневные маршруты.

 

Апрель 13, 2018 - 09:43

Фото Оценивая перспективы «высокого» сезона 2018 года, аналитики приходят к выводу о том, что нынче туристы из Германии смогут обеспечить доходами не только собственную туристическую отрасль, но и поддержат деньгами все соседние страны, - сообщает наш корреспондент на Северо-Западе.