Продавать россиянам дополнительные услуги и товары можно будет только с их согласия.
Это предполагает правительственный законопроект, который Госдума приняла в первом чтении.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила депутатам, что меры направлены против недобросовестных продавцов товаров и поставщиков услуг. "Законопроект следует рассматривать как системный шаг в сторону формирования цивилизованного потребительского рынка", - подчеркнула она.
Согласно инициативе, только после заключения договора можно будет предлагать покупателю дополнительные услуги. А если недобросовестный продавец предоставит недостоверные сведения, попытается манипулировать, и покупатель сочтет себя обманутым, то он сможет оспорить покупку и вернуть свои деньги.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова: Законопроект следует рассматривать как системный шаг в сторону формирования цивилизованного потребительского рынка
Таким образом, продажа дополнительных товаров, услуг и работ будет разрешена только с согласия потребителя, пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Также нормы, по его словам, позволят исключить проставление галочек "автоматом" о согласии на покупку такого рода дополнений. Граждане получат право отказаться от оплаты навязанных товаров, а если списание денег произошло - потребовать их возврата, добавил спикер.
Когда это актуально
Чаще всего подобное происходит при покупке авиа- и железнодорожных билетов в интернете, уточнил он. "Люди даже не замечают, как автоматически им предоставляют дополнительные платные услуги в виде страхования, смс-оповещения и так далее", - пояснил политик. Речь о ситуации, когда при онлайн-покупке уже проставлена отметка о согласии на расширенное страхование жизни, на различные другие сервисные опции и т. п.
Еще один распространенный способ навязывания, который назвал Володин, - это замена услуг, которые положены гражданам по полису обязательного медицинского страхования, на платные. Он добавил, что 43 процента опрошенных граждан подтвердили, что оказывались в подобной ситуации.
"Важно сделать все, чтобы защитить граждан от излишних трат, заключения договоров на невыгодных для них условиях", - заявил Володин. Он добавил, что речь может идти о манипуляциях, а в отдельных случаях - об угрозах и шантаже.
Сколько случаев обмана
Проект закона был подготовлен по поручению премьер-министра Михаила Мишустина кабмином совместно с депутатами фракции "Единая Россия", уточнил председатель комитета комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Он привел статистику, которая показывает, что рост выявленных подобных правонарушений весьма значителен.
"В докладе о состоянии защиты прав потребителей за 2023 год приводятся такие цифры: в 2020 году было выявлено 1109 правонарушений по статье 16 закона о защите прав потребителей, - сообщил профильный депутат. - В 2023 году таких нарушений уже было 3179, то есть, увеличение фактически в три раза. В данном законопроекте есть целый ряд новелл, которые предотвращают возникновение подобных случаев".
Нюансы законопроекта
Гутенев назвал важный нюанс: в случае возникновения спора бремя доказательств будет лежать на продавце или поставщике услуг: то есть именно он должен будет доказать, что не навязывал услуги или товар, и "это было свободное решение" покупателя. Парламентарий также уточнил, что договор должен быть составлен обязательно в письменной форме.
Депутат также рассказал, что меры против проставленных автоматом "галочек" актуальны не только в тех случаях, когда речь идет об онлайн-покупке билетов. Это распространено также при получении кредитов, при платежах за ЖКХ (навязываться может страхование имущества, кабельное телевидение или консьерж).
Особое внимание депутаты обратили на практику автодилеров. "Верховный суд уже рассматривал конкретные примеры, которые показывают, что иногда стоимость услуг в автосалоне в разы превышает ту, что человек мог бы получить за периметром этого дилерского центра, - отметил Гутенев. - Ко второму чтению законопроекта мы подготовим поправки, которые более подробно опишут ситуацию при покупке автомобиля в дилерских центрах".
Предполагается, что потребитель в случае, если навязывание нанесло ему вред, в том числе материальный, вправе затребовать у продавца компенсацию. А само навязывание может быть чревато штрафом в размере до 40 тысяч рублей для юридических и до четырех тысяч рублей для должностных лиц.
Однако не исключено, что ответственность будет усилена - глава профильного комитета анонсировал изменения в КоАП. Проработку таких норм подтвердила и Анна Попова.
Комментарии
Сергей Алтухов, депутат ГД (ЕР):
"Такую практику часто используют продавцы дорогостоящих товаров и автодилеры, когда при заключении сделки покупателю фактически навязывают покупку дополнительных товаров или услуг. Причем приобретение таких "допов" становится необходимым условием приобретения основного товара. Предложено оформлять данные товары и услуги отдельным договором, который может быть заключен после основной сделки, но не может являться обязательным условием ее заключения. Считаю, что это снизит финансовую нагрузку на потребителей и даст рычаг воздействия на недобросовестных продавцов, навязывающих дополнительные услуги и товары".
Анатолий Бифов, депутат ГД (КПРФ):
"Навязывание дополнительных услуг - распространенная проблема. Покупатель, желая приобрести основной товар, зачастую вынужден соглашаться на покупку дополнительных продуктов или услуг, которые ему не нужны или которые он мог бы приобрести дешевле. Эта практика существенно увеличивает финансовую нагрузку на потребителей и ограничивает их свободу выбора. Автодилеры, например, часто включают в стоимость автомобиля "допы" - дополнительное оборудование, страховые полисы или услуги, делая их приобретение условием покупки самого автомобиля.
Предлагаемая депутатским корпусом инициатива позволит сделать рынок более прозрачным и конкурентным, а также защитить потребителей от недобросовестных практик. Она снизит финансовую нагрузку на покупателей и даст им реальный рычаг воздействия на продавцов, пытающихся навязать ненужные дополнительные услуги и товары. В конечном итоге, это положительно скажется на всем рынке, стимулируя продавцов конкурировать качеством основного продукта и уровнем сервиса, а не за счет навязанных "допов".
Никита Чаплин, депутат ГД (ЕР):
"В эпоху, когда бизнес и потребители активно взаимодействуют через разнообразные платформы и каналы, крайне важно обеспечить честные и прозрачные условия заключения сделок, исключающие манипуляции и введение в заблуждение. Новшество устраняет практику "втюхивания" ненужных продуктов или услуг, за которые потребитель в конечном итоге обязан платить, зачастую не подозревая об этом.
Представьте себе, сколько раз каждый из нас оказывался в ситуации, когда, к примеру, покупая авиабилет, мы автоматически становились "счастливыми обладателями" страховки или какого-либо дополнительного сервиса, не подозревая об этом. Новое законодательство положит конец подобным практикам.
Для иллюстрации можно рассмотреть простой пример экономии на страховках и дополнительных услугах, навязываемых при покупке билетных и туристических продуктов. Средняя стоимость ненужных услуг в сумме может достигать двух-трех тысяч рублей за поездку. Если человек путешествует, например, четыре раза в год, то без навязанных услуг он сэкономит до 12 тысяч рублей в год.
Компаниям также запрещено автоматически проставлять галочки о согласии на покупку дополнительных услуг. Такое нововведение защищает права потребителей, исключая недобросовестные практики со стороны компаний, когда человек вынужден тратить свое время на выяснение обстоятельств и возврат средств. Это, в свою очередь, повышает доверие клиентов к продавцам".
Владимир Сипягин, депутат ГД (ЛДПР):
"Даже сейчас, пока мы принимаем закон, люди тратят и продолжают тратить колоссальные средства на дополнительные услуги, которые навязываются им различными ТЦ. Практику навязывания услуг мы можем наблюдать везде: начиная с покупки билетов на самолет или поезд, заканчивая приобретением дорогостоящих товаров: автомобилей, катеров и т. д. Когда человек осознает, что его облапошили, он вряд ли пойдет в суд и потребует возврата денег. У нас люди не любят ходить по судам. Это связано со сложностями, с которыми сталкиваются потребители при попытке защитить свои права. Ну и, конечно же, низкая вероятность выигрыша и трудоемкость процесса отбивают у многих желание обращаться в суд.
В данном случае в этом законе правильно прописаны те аспекты, в которые может попасть человек. Но вопрос в другом - вопрос отмены и востребования их через суд. Необходимо создать механизм, позволяющий потребителям легко и быстро возвращать деньги за навязанные услуги. Это может быть онлайн-платформа или специальный отдел в органах защиты прав потребителей.
По моему мнению, надо не только запрещать практику введения дополнительных услуг, необходимо вводить драконовские штрафы, превышающие ту финансовую выгоду, которую извлекли из людей компании благодаря дополнительным услугам.
Повторюсь: штрафы должны быть значительными, многократно превышающими полученную незаконную прибыль. Это сделает навязывание дополнительных услуг экономически невыгодным для компаний. Можно рассмотреть штрафы в виде процента от годового оборота компании, чтобы учитывать масштаб бизнеса.
Комбинация жестких штрафов, упрощенной процедуры возврата средств и публичности нарушений может существенно снизить масштабы этой проблемы. Важно создать такие условия, при которых компаниям будет проще и выгоднее вести честный бизнес, чем обманывать потребителей".
Фото Алексей Сухоруков / РИА Новости /РГ