После событий, связанных с банкротством столичных туроператоров-авиаброкеров «Идеал-Тур» и «Авиачартер», турбизнес Дальнего Востока с тревогой следил за развитием взаимоотношений бывшей дочки одной из обанкротившихся компаний – дальневосточного туроператора «Авиачартер-ДВ» - и перевозчика, работавшего с обозначенными игроками, – авиакомпании «Оренбургские авиалинии».
С целью разрядить ситуацию руководство «Авиачартер-ДВ» в середине прошлой недели организовало встречи с турбизнесом и журналистами в ключевых городах региона. Однако два дня спустя гром всё-таки грянул.
По сложившейся уже недоброй традиции (или роковому стечению обстоятельств) интрига очередного кризиса закрутилась в пятницу, когда на Дальнем Востоке заканчивалась рабочая неделя. Согласно информации официального сайта перевозчика, 15 августа в 10.20 МСК (17.20 дальневосточного – STI) ОАО «Оренбургские авиалинии» направляет официальные письма в Ростуризм, Росавиацию и ООО «Авиачартер-ДВ», в которых информирует стороны о возможных последствиях неисполнения туроператором финансовых обязательств. Под неисполнением обязательств подразумевается отсутствие предоплаты за запланированные к выполнению до конца августа рейсы на острова Гуам и Сайпан, а возможными последствиями является досрочное прекращение этих программ. Первая информация об отмене оставшихся девяти рейсов на острова Марианского архипелага появилась на российских новостных лентах уже к вечеру 15 августа.
В субботу, 16 августа, на сайте перевозчика опубликовано сообщение, в котором официально заявлено об остановке полётных программ на Сайпан и Гуам и перечислены все девять рейсов из городов региона, подлежащих отмене. Ближайший из них, Благовещенск – Южно-Сахалинск – Гуам, был запланирован на 17 августа. В сообщении перевозчик апеллирует к событиям начала августа и констатирует, что «нестабильная ситуация в туристической сфере вынуждает руководство ОАО «Оренбургские авиалинии» предъявлять самые строгие требования к выполнению обязательств партнёров по условиям договоров». Исходя из этого, а также отсутствия предоплаты, перевозчик принял решение о досрочном прекращении полётных программ. Впрочем, в сообщении говорится о том, что «ОАО «Оренбургские авиалинии» готово в полном объёме выполнить обязательства по перевозке туристов ООО «Авиачартер-ДВ» после поступления предоплаты за планируемые чартерные рейсы».
В тот же день, 16 августа, на сайте «Авиачартера-ДВ» была опубликована информация, подтверждающая намерение перевозчика отменить программу. При этом туроператор оспаривает правомерность такого решения, ссылаясь на то, что «1 августа заключил прямой договор с оренбургскими авиалиниями. На основании, которого оплата должна производиться поквартально» (орфография и пунктуация сохранены – STI). «Таким образом, у компании «Оренбургские Авиалинии» отсутствуют основания на текущий момент поднимать вопрос о наличии задолженности и производить в связи с этим отмену рейсов», - говорится в официальном сообщении туроператора. Размер финансовых претензий перевозчика в упомянутом сообщении обозначен в 24 млн рублей.
Следует отметить, что буквально накануне генеральный директор компании «Авиачартер-ДВ» Роман Чернявский принял участие в рабочих встречах с представителями туристской общественности региона, состоявшихся 12 и 13 августа во Владивостоке и Хабаровске, где и был частично раскрыт механизм взаимоотношений с перевозчиком. Работа с «Оренбургскими авиалиниями» строилась через авиаброкера «Идеал-Тур», и только после банкротства было принято решение о заключении прямого договора. Ссылаясь на этот договор, туроператор и утверждает об отсутствии у перевозчика оснований требовать предоплату и тем более отменять полётную программу. К тому же, утверждается в пресс-релизе, «Авиачартер-ДВ» не отказывается от выполнения принятых на себя обязательств и готов вносить частичную оплату. Более того, согласно пресс-релизу от 17 августа, «Авиачартер-ДВ» 14 августа, за день до сделанного авиаперевозчиком заявления, направил гарантийное письмо о выплате суммы долга и произвёл авансовый платёж.
Согласно заявлениям сторон, а также экспертным оценкам, на момент возникновения кризиса на островах, относящихся к юрисдикции США, находились порядка 900 туристов. 17 августа, в соответствии с продекларированным намерением, «Оренбургские авиалинии» совершили рейс на Гуам, которым были вывезены туристы из Благовещенска и Сахалина. Этот, как и запланированные последующие четыре рейса на острова из региона, вылетел порожним. К работе по вывозу туристов присоединились региональные власти. «Мониторили ситуацию, обзванивали компании, выясняли, у кого и сколько туристов на отдыхе, - сообщил STI Владимир Щур, заместитель руководителя департамента международного сотрудничества и развития туризма Приморского края. - Сейчас вопрос с вывозом людей решён. Так, завтра, 19 августа, людей заберут с Сайпана».
По утверждению оператора, на заключительные девять рейсов летней программы: пять на Гуам из Хабаровска, Владивостока, Благовещенска и Южно-Сахалинска, а также четыре рейса на Сайпан из Владивостока и Хабаровска, продажи достигали 100%. Таким образом, у оператора возникли обязательства по отношению к ещё более чем 1600 туристам. Всем им, согласно новому пресс-релизу туроператора от 18 августа, будут возвращены деньги. «На данный момент составляется список пострадавших туристов, - говорится в официальном сообщении на сайте компании. - «Авиачартер-ДВ» убедительно просит всех туристов обращаться в туристические агентства, где были приобретены тур пакеты на американские острова».
Произошедшие события поставили большой вопрос на зимних планах оператора. Напомним, в рамках состоявшегося на прошлой неделе в крупнейшие города региона, руководитель компании представил туристскому сообществу планы на новый сезон, включающие организацию чартерных рейсов на Сайпан, Гуам и в Манилу на бортах авиакомпании «Оренбургские авиалинии». Уже после демарша перевозчика в разговоре с STI Роман Чернявский отметил, что пока компания не разрешит все эти вопросы, следует воздержаться от разговоров о дальнейших планах. «Когда разберёмся с этой ситуацией, тогда можно будет развивать и озвученные ранее направления», - подытожил руководитель компании. Усугубляет ситуацию и тот момент, что фактически туроператор остался без финансовых гарантий: как уже сообщалось ответственность «Авиачартер-ДВ» была застрахована в страховой компании «Восхождение», фактически прекратившей свою деятельность после череды громких банкротств её клиентов. В настоящее время дальневосточный туроператор рассматривает вопрос о возврате средств от прежнего страховщика и поиске новых.
Туристское сообщество, сдержанно комментировавшее зимние планы туроператора неделю назад, сейчас настроено более скептически. «Мы в шоке, - оценивает ситуацию руководитель приморского турагентства, попросившая не называть её имени. – Если «Авиачартер-ДВ» хочет остаться на этом рынке, он должен сделать ряд телодвижений, в том числе сменить название и, главное, застраховаться». Более оптимистично в отношении зимних программ «Авиачартера-ДВ» настроены его зарубежные партнёры. Как сообщила STI Ольга Тонких, менеджер отдела бронирования владивостокского представительства компании H.I.S. International Tours, компания знает о случившемся, но работу с приморским оператором прекращать не намерена. «Ситуация экстремальная, но от сотрудничества мы не отказываемся. Направления, которые были озвучены, – Гуам с конца октября и Окинава на следующий год - по-прежнему актуальны», - добавили в офисе японского оператора.
Сам оператор намерен отстаивать свои финансовые интересы и репутацию. Согласно информации, размещённой на сайте компании, «Авиачартер-ДВ» направил претензию руководству « Оренбургских авиалиний» и заявление в прокуратуру Приморского края, а также обратился за помощью в разрешении ситуации к министру транспорта РФ Максиму Соколову и руководителю Росавиации Александру Нерадько. Предметом рассмотрения, согласно позиции туроператора, является нарушение перевозчиком ст. 103, 105 воздушного кодекса РФ, «поскольку все пассажиры имеют на руках выписанные перевозочные документы». Таким образом, утверждают в компании, ОАО «Оренбургские Авиалинии» отказывает в услуге собственным пассажирам, попавшим в бедственное положение на территории США.
P.S. 18 августа, уже после публикации данной статьи, на сайте «Оренбургских авиалиний» опубликовано обращение «К сведению туристов ООО «Авиачатер-ДВ», в котором перевозчик заявляет, что «отказ … от выполнения чартерных рейсов в США (о.Гуам, о.Сайпан), по которым не поступила предоплата от ООО «Авиачартер-ДВ», не является нарушением условий договора, заключенного» сторонами. Кроме того, согласно позиции перевозчика, «поскольку туристы приобрели перевозку вышеуказанными чартерными рейсами как туристическую услугу», а сами «Оренбургские авиалинии» «не реализовывали авиабилеты на чартерные рейсы в США (о.Гуам, о.Сайпан) туристам и не получали какой-либо оплаты от туристов за перевозку указанными чартерными рейсами», всю ответственность перед туристами несёт туроператор.