Интересная ситуация сложилась в сфере российско-китайской дружбы. В закрытый для туристов Китай улететь можно, но очень дорого. «Аэрофлот» регулярно, несколько раз в неделю, летает в города Китая на Boeing 777, но если вы зайдёте на сайт авиакомпании и попытаетесь купить билет на любую дату, то увидите сообщение о том, что рейсы не найдены.
Но в расписании они есть, и в системах бронирования они есть – только с нулём доступных мест по каждому тарифу. При этом билеты на обратные рейсы Шанхай-Москва открыто продаются на сайте «Аэрофлота» всем желающим.
Кажется, что рейсов вообще нет, но…
Неужели все до единого билеты в Китай распроданы? Нет, конечно – более 100 свободных кресел есть, например, на рейс из Москвы в Шанхай на 2 декабря.
Доступных мест полно, рейс на самом деле стоит в расписании
Но как их купить? Тут-то и начинается схема: Мы обратились в кассу «Аэрофлота» в терминале C аэропорта Шереметьево, где нам рассказали, что оформить билет не могут: его продают только аккредитованные агентства людям из списка пассажиров, который присылают им и авиакомпаниям из китайского посольства. Подавляющее большинство людей в этих списках – китайцы.
Рейс есть в расписании, но его нет в продаже
Дело в том, что ещё в ноябре 2020 года КНР временно приостановила действие ранее выданных виз и видов на жительство – кроме дипломатических, служебных и т.п. Новые туристические визы тоже не выдают. Можно лишь въехать в Китай по особым веским причинам, к которым деловые или туристические поездки никак не относятся – вы можете, конечно, подать заявление в посольство на внесение в список, но просто так вас никуда не внесут.
Однако попасть в список можно. Для этого достаточно заплатить 10 тысяч долларов или евро (750- 850 тысяч рублей) одному из «решал». Это китайцы, имеющие определённые связи в посольстве КНР. Найти их можно в специализированных чатах в мессенджерах, также их представителей видели возле стоек регистрации на рейсы в Китай в аэропорту Шереметьево – они предлагают свои услуги по внесению вас в список пассажиров на следующий рейс. В этом случае вам продадут билет. На ближайшие дни эконом-класс стоит 80-160 тысяч рублей, бизнес-класс от 200 в одну сторону. С учётом коррупционной составляющей поездка в одну сторону обойдётся в миллион.
По данным Flightradar24, рейсы вполне себе выполняются
Это даже дороже, чем аренда бизнес-джета, на котором перелёт обойдётся примерно в 10 тысяч евро за человека. Но дело в том, что такая сумма получится, если заполнить этот бизнес-джет полностью (не менее 9-10 человек), потому что перелёт стоит от 100 тысяч евро. И если вы один, или вас двое-трое-четверо, придётся искать попутчиков, которых вы вряд ли найдёте, и поездка окажется значительно дороже. Китайские «решалы» прекрасно об этом знают, и поэтому устанавливают такие цены.
Почему такие деньги за билеты в Китай просит «Аэрофлот»? Во-первых, борт заполняется не полностью, а лишь на две трети, то есть, вы платите и за себя, и за того парня, у которого не хватило денег на внесение в список. Во-вторых, борт используется крайне неэффективно: после прибытия в Китай он целые сутки стоит в аэропорту, в то время как экипаж запирают в отеле на карантин. Выходить категорически нельзя: например, однажды две стюардессы нарушили запрет и как-то выбрались из отеля на прогулку по городу. После этого китайцы весь экипаж посадили на двухнедельный карантин, а чтобы забрать самолёт, пришлось привозить ещё один экипаж из Москвы.
Пассажирам, попавшим в список, вылететь тоже не так просто: строго за два дня до отправления нужно пройти двойное тестирование (ПЦР и антитела) в единственной клинике в Москве, чтобы получить так называемый «код здоровья», без которого на рейс не посадят. А по прилёте нужно отсидеть 14-дневный карантин в назначенном правительством месте.
Фото: enjourney.ru