Одной из основных проблем, тормозящих развитие внутреннего туризма, остается нехватка современных гостиниц. Как выходить из положения? Об этом рассуждает Алексей Мусакин, управляющий партнер сети Cronwell Hotels&Resorts.
Алексей, как вы оцениваете ситуацию на российском гостиничном рынке?
Надо отметить, что, несмотря на неблагоприятную ситуацию в течение уже двух последних лет, большого спада на загородном гостиничном рынке удалось избежать. Так, средняя загрузка осталась на уровне 2019 года.
А вот загрузка городских отелей, особенно в нетуристических городах, – снизилась существенно. В связи с закрытием границ спрос на внутренний туризм, безусловно, вырос, и мы прогнозируем, что ситуация приведет к высокому спросу в летний период, а возможно, и в низкий, осенне-зимний сезон.
А если говорить о MICE-туризме?
Здесь мы видим снижение турпотока на 15–20%, особенно в городах, где деловой туризм завязан на одну-две отрасли. Это связано с тем, что уменьшилось как число командировок, так и их длительность. Количество отмен после закрытия зарубежных направлений и отмены рейсов на юге России, достигло порядка 90% крупных, 70% средних и 7% малых мероприятий.
Компании ужимают бюджеты, а многие конференции и встречи вновь уходят в онлайн. Наибольше число отмен пришлось на международные мероприятия: сократились почти все крупные и средние, остались лишь относительно небольшие события с участием ограниченного количества стран.
Как, на ваш взгляд, будут дальше работать российские сетевые отели после ухода международных брендов из России?
Если говорить про международные сети, они не ушли, а встали на паузу. Сегодня на российском рынке насчитывается не один десяток отелей, связанных сетевыми «узами», и 70–80% из них – это предприятия, которые работают по франшизе. Приостановили свою операционную деятельность лишь некоторые бренды. Вероятнее всего, отели в скором времени возобновят свою работу, собственно, куда им деваться? Может, изменятся названия. Если отель находится еще в плане проектирования, здесь сложнее. Надо разбираться с инвесторами, смотреть в сторону российских компаний, которые смогут подхватить начатое дело.
В настоящее время заметно активизировались запросы по строительству новых загородных отелей. Так что в обозримом будущем, года через два-три, мы можем ожидать много новых открытий в регионах. Учитывая ставку на внутренний туризм, можно прогнозировать спрос на российские курорты, так что инвестирование в строительство небольших гостиниц там перспективно.
Ощущают ли отельеры и инвесторы гостиничных проектов поддержку со стороны государства?
В марте 2022 года важным подспорьем стало обнуление НДС для субъектов гостиничной индустрии. Это решение, наряду с мерами нацпроекта по туризму, позволит сделать отрасль более конкурентоспособной, привлечь новых инвесторов и решить одну из ключевых проблем российского туризма – острый дефицит современных качественных отелей.
Мы от Российской Гостиничной Ассоциации направили в Ростуризм письмо о поддержке отельных проектов высокой степени готовности, строительство которых по тем или иным причинам не могут завершить. Наша инициатива – это сотрудничество с банками, проведение ревизии проблемных активов в гостиничном бизнесе. Разрабатываемый проект позволит банкам совместно с инвесторами решать проблемы отелей на выгодных для всех игроков условиях.
Как меняются запросы гостей, какие тренды становятся актуальными?
Активно развивается так называемый 200-километровый туризм. Когда путешественники объезжают ближайшие интересные места. Люди выбирают короткое (от уикенда до полутора недель) путешествие, с размещением в отелях в узловых точках маршрута на одну-две ночи. Такое мультимодальное путешествие позволяет совмещать культурно-познавательный отдых с элементами рекреации и с жизнью за городом. Это общемировой тренд: популярность познавательных поездок в города с хорошей инфраструктурой и интересными событиями.
У нас такие точки притяжения – Санкт-Петербург, Калининград, Самара, Нижний Новгород, Казань, Суздаль, Ярославль, Владимир и другие. Эти города объединяет отменная городская среда, богатая культурно-познавательная программа и, конечно, наличие мест в гостиницах.
Фото: marketmedia.ru