Взаимное закрытие воздушного пространства России и стран Запада оказало неожиданное влияние на рынок авиаперевозок восточного полушария. Пользуясь случаем, индийская бюджетная авиакомпания собралась напрямую летать в США, а сама Индия возобновляет значительно сокращенные из-за пандемии международные перевозки.
Нынешний уровень развития технологий, особенно в сфере транспорта, сделал мир намного меньше, чем он был даже 50 лет назад, в золотой век развития авиации. И не исключено, что как Филеас Фогг, поставивший на аналогичный фактор еще в 1872 году, выиграл свои 20 тысяч фунтов благодаря грамотному планированию и непревзойденному терпению, в XXI веке снова победит тот, кто сумеет вовремя осознать новые зависимости, возникающие в транспортной индустрии, и проявить терпение на пути к своей цели.
Туризм в широком смысле слова – стремление людей передвигаться по миру и созданные для этого возможности – в своем развитии незаметно перешли некую ранее незнакомую миру черту, когда события на одном конце земного шара имеют решающее значение для принятия решений на другом его конце: транспортные цепочки, видимо, оказались несколько более связанными, чем ожидалось.
Например, принимая решение о взаимном закрытии воздушного пространства, страны из западного полушария вряд ли в принципе вспоминали о существовании индийского бюджетного авиаперевозчика Vistara, специализирующегося на выполнении внутренних рейсов. Но сейчас из мира авиации и туризма Индии поступают довольно неожиданные новости – Vistara намеревается, пользуясь случаем, расширить парк воздушных судов и приступить к выполнению прямых рейсов в США.
«Мы рассматриваем варианты выполнения беспосадочных рейсов в США и начали оперативную подготовку. Единственный фактор, который играет против нас – это большие затраты топлива, которых требуют прямые рейсы в США. Решение будет принято в ближайшие недели», – цитирует генерального директора Vistara Винода Каннана (Vinod Kannan) издание The Times of India.
Рассматривает возможности увеличения провозных мощностей между Индией и США и «сестринская» компания – Air India. Но у этого перевозчика, в отличии от Vistara, они раньше хотя бы в принципе были.
Все дело в том, что взаимные ограничения на полеты между Россией и западными странами привели к тому, что авиасообщение между двумя полушариями было весьма основательно нарушено: для западных авиакомпаний путь в ту же Индию, не говоря о более отдаленных регионах, теперь занимает на час больше. Что, вероятно, не играло бы такой существенной роли, если бы не растущая ежедневно цена на топливо.
Продолжающийся украинско-российский конфликт подтолкнул нефть к своему ценовому максимуму за несколько десятков лет – сейчас она стоит почти 130 долларов за баррель. Цены на авиационное топливо во всем мире также достигли 14-летнего максимума. То есть и час полета стал значительно дороже относительно значений даже двухнедельной давности.
Однако для Air India полеты в российском воздушном пространстве сегодня возможны в прежнем режиме. В результате прямые рейсы Air India на нескольких маршрутах занимают на час меньше, чем у таких авиакомпаний, как United Airlines, British Airways и Lufthansa. В итоге американская United Airlines, например, уже объявила о приостановке рейсов между Дели и Сан-Франциско и между Мумбаи и Ньюарком.
Топ-менеджеры как индийских, так и других зарубежных авиакомпаний уже говорят, что именно Индия может стать одним из важнейших транзитных пунктов между Западом и Востоком, поскольку западные авиакомпании больше не могут пролетать над Россией.
Например, рейс Лондон – Пекин теперь должен будет лететь в обход России в Дели, а затем на северо-восток Индии, прежде чем отправиться на север в сторону Китая. Растущие цены на нефть продолжают вносить корректировки в планы перевозчиков.
«Цены на нефть стремительно растут, полеты по более длинным прямым маршрутам в обход российского воздушного пространства обойдутся авиакомпаниям очень и очень дорого. Если нефть останется такой дорогой или будет и далее расти, возможно, для перевозчиков будет иметь смысл сделать остановку для дозаправки где-нибудь, например, в странах Персидского залива или же в Индии. Эти варианты сейчас оцениваются», – сказал The Times of India высокопоставленный чиновник ведущей международной авиакомпании.
Сама же Индия – под действием ли или просто на фоне вышеозначенных факторов – c 27 марта открывает в полном объеме ограниченные два года назад из-за COVID-19 регулярные международные рейсы. Искусственно ограниченная пропускная способность и цены на нефть привели к заоблачным тарифам на авиабилеты, пишет индийская пресса. По идее, при снятии ограничений билеты должны были подешеветь, однако этого не случилось, и теперь предсказать, что будет с ценами дальше на фоне растущей стоимости авиатоплива пока не ясно.
Не исключено, что мы наблюдаем первые значимые изменения, которые претерпевает мировая авиация в связи с обусловленными геополитикой решениями российских и западных авиационных властей.
Рынок, как и природа, как известно, не терпит пустоты и уже сейчас мы слышим голоса первых желающих занять собой образовавшиеся пустоты в авиаперевозках. Но у Филеаса Фогга, помимо смелых планов, было еще и терпение. Поэтому мы продолжаем терпеливо и внимательно наблюдать за меняющейся конъюнктурой рынка.
Екатерина Тропова
Фото pixabay.com