В сентябре 2020 года городские депутаты приняли в первом чтении законопроект об уличных музыкантах. За прошедшие месяцы было невозможно собрать большую практику применения законопроекта в действии. Причина тому – статус документа (он еще не принят), холод, отсутствие туристов и пандемия. Пока законопроект ждет рассмотрения еще в двух чтениях, наш корреспондент выяснял, что по поводу новых правил в свете приближающегося сезона думают горожане, законодатели и сами музыканты.
Билли Новик, петербургский музыкант, один из основателей группы Billy’s Band, начинал как уличный музыкант в 1990-х. Его группа играла в переходе на станции «Невский проспект», который в те лихие годы считался нейтральной территорией. Милиция коллектив не трогала и даже защищала от бандитов. «Однажды мы подключили свою аппаратуру к лампе дневного света в переходе и играли Beatles. Тогда было мало клубов, поэтому прямо в переходе собралось много людей, что затрудняло движение, - вспоминает музыкант. – Милиционеры попросили нас все свернуть, потому что после нас, по их словам, в переходе оставалась грязь. Когда мы стали все за собой убирать, нам вновь разрешили выступать».
После перерыва Билли Новик вновь стал играть на улицах города – у Спаса на Крови - в начале 2000-х. Но и тогда не было проблем с правоохранительными органами. А были сложности с продавцами компакт-дисков: они громко включали музыку. Но после человеческого разговора, вспоминает музыкант, давали поиграть. Позже группа уехала в Германию, где увидела иной подход к уличным музыкантам. В крупных немецких городах, например, в Мюнхене, эта деятельность лицензируется. Т.е., чтобы поиграть, музыкант должен пойти в городской туристический информационный центр за лицензией. Тогда она стола 5 евро. Их выдавали всего 10 на весь день: пять до и пять после обеда. Центр работал каждый день шесть дней в неделю. Но уже задолго до начала рабочего дня к его дверям тянулась очередь из желающих. Однако настойчивые артисты всегда получали этот документ. В редких случаях сотрудники центра просили музыкантов сыграть что-нибудь: просто чтобы убедиться в профессионализме.
В других городах Баварии лицензия не нужна, но уличные музыканты должны выполнять определенные правила. Список этих требований вывешен на информационном стенде с достопримечательностями в центре города на ратушной площади. И начинаются эти правила со слов: «Мы приветствуем уличное музицирование». Принимая эти правила, музыкант обязуется никому не мешать: если на него поступает хоть одна жалоба или просьба от кого бы то и было прекратить играть и переместиться, следует послушаться. Нельзя играть более получаса на одном месте и использовать усилители. Нельзя играть на духовых и ударных инструментах. Поясним, что это относится к историческим центрам, где нет транспорта.
Следят за законностью деятельности уличных музыкантов и в Париже. Стоит музыканту начать играть, как к нему тут же подходят местные полицейские и просят показать лицензию. Купить ее можно в Полицейской городской префектуре. Правда, для этого придется оформить ворох документов, на рассмотрение которых уйдет месяц. Стоит ли говорить, что этих музыкантов в городе через месяц может уже и не быть. Однако петербургским музыкантам во главе с Билли Новиком удалось найти частную территории у фуникулера на Монмартр: владельцам понравилось их творчество, и они приглашали менестрелей играть чаще.
Напомним, новый документ призван регламентировать деятельность уличных артистов в Петербурге, среди которых не только музыканты, но и актеры уличных театров, жонглеры и прочие лицедеи. Он предлагает несколько новшеств. Так, артисты должны будут получать лицензию в городском комитете по культуре.
Длиться уличный концерт должен менее шести часов в день, говорится в документе, а громкость аппаратуры - не превышать 60 децибел. Для сравнения: громкость обычной человеческой речи - 40 децибел, а оживленного разговора на расстоянии метра – 65-70 децибел. Когда человек смеется, он издает звук громкостью 75 децибел. Кроме того, измерить уровень шума может только Роспотребнадзор. А делать он этого не будет, поскольку речь идет не о стационарном, а о перемещаемом источнике шума.
По новым правилам, в творческом коллективе может быть до десяти человек. Однако практика показывает, что в группе редко играет более трех. В документе указано, что музыканты должны выступать рядом с предприятиями культуры. Хоть Петербург и культурная столица, далеко не каждое здание в нашем городе – учреждение культуры. Например, неясно, может ли по новым правилам музыкант выступать, скажем, у метро «Озерки» или «Девяткино». «Может быть, стоит регламентировать центральные районы, - предлагает музыкальный продюсер Олег Грабко. – Туристическая зона – самое прибыльное место для музыкантов. Это Зимний Дворец и Дворцовая площадь, площади у крупных театров, например, Мариинского».
Конечно, главная проблема уличных музыкантов - жалобы жителей на шум. Своей болью горожане делятся в соцсетях. «Запретите или ограничьте использование ими звукоусилителей, невозможно ходить по некоторым местам центра», - сетует Алексей Смыченко. Однако сами музыканты уверены: обо всем можно договориться. «К нам не раз в социальных сетях обращались люди и просили играть потише. Мы убавляли звук, - рассказывает Глеб Васильев из уличного ВИА «Дешевые драмы». - А если недовольные горожане не хотят идти на прямой контакт, они просто могут вызвать полицию. Когда приезжает ПАЗик, все тут же расходятся». «Если музыкант рассчитывает на долгосрочную перспективу, и у него нет задачи войти с законом в противодействие, он хочет жить со всеми мирно, - уверен Билли Новик. – Если написано, что в каком-то месте нельзя играть на барабанах, что ж, значит, сегодня мы играем без барабанщика».
Впрочем, порой у горожан есть претензии и к репертуару уличных музыкантов. «Иногда такой шлак на улице играют, что их даже из дома выпускать нельзя», - считает Максим Беляков. Однако немало и тех, кому нравится это творчество, о чем горожане тоже говорят в соцсетях. «Я очень рада, ведь музыканты поднимают настроение на наших серых и грязных улицах», - говорит Елена Сенкевич. «Люблю уличных музыкантов. Романтично. Некоторые очень хорошо играют, заслушаешься», - считает Валентина Михайлова. «Около станции метро «Площадь Восстания», например, всегда играют очень профессионально, вне зависимости от жанра - от рока до арий из оперетт», - говорит Тамара Ларионова.
Уличный музыкант Ольга Калинченко не первый год играет и поет рядом с разными станциями метро: «Сенная», «Василеостровская», «Горьковская», «Ладожская». У нее есть постоянные слушатели. Даже зимой они стоя слушают несколько частей ее программы, отлучаясь лишь ненадолго. Ольга выступает в довольно шумных местах и использует усилитель. Но, как правило, вопросов к ней у полиции не возникает. В основном певица играет одна, но иногда к ней совершенно спонтанно могут присоединиться другие менестрели. Тогда получается целое музыкальное представление, создающее ту особую атмосферу города, которую ценят как горожане, так и туристы. «Уличные музыканты играют не ради прибыли. В музыкальном коллективе на каждого участника приходится не такая уж и большая сумма. Здесь важно вдохновение, творческий процесс и музыкальное взаимодействие. Очень бы хотелось сохранить эту красоту», - считает Ольга Калинченко.
Фото: Дмитрий Соколов