Не иди и смотри. Как карантин повлиял на киноиндустрию

Коронавирус внес коррективы не только в жизнь обывателей: искусство тоже «легло». Российского кинопроката больше нет — закрыты все кинотеатры. Да и в остальном мире, практически ни в одной стране, они тоже не работают. Люди сидят по домам и смотрят сериалы, фильмы, концерты и спектакли, не вставая с дивана. Никто не знает, сколько это продлится и чем закончится, но, похоже, даже после окончания карантина возврата к прежнему порядку не будет.

Первым тревожным звоночком для киноиндустрии стало принципиальное и беспрецедентное (так казалось в тот момент) решение китайских дистрибуторов отложить все запланированные под китайский Новый год премьеры. Это главные дни для местного проката, самые прибыльные. Приблизительные убытки от отмены семи больших релизов — около миллиарда долларов, а дистрибуторы в коллективном письме говорили, что не хотят рисковать жизнями зрителей. Впоследствии кинотеатры Китая просто закрылись — все, без исключения. Вскоре к Китаю присоединился весь мир, а то, что поначалу казалось шокирующим, стало привычным.

Кино без зрителей

Ко второй половине марта, когда российское правительство ограничило продажи билетов до 50 штук на сеанс, по всему миру кинотеатры прекратили работу почти везде. Остановка российских была вопросом времени, пожалуй, она даже произошла слишком поздно, 30 марта. Хотя уже за неделю до этого ходить в кинотеатр казалось не столько волюнтаризмом, сколько преступной безответственностью. Это, впрочем, не помешало в уикенд с 19 по 22 марта продать по России более миллиона билетов. Многим оказалось непросто отказаться от любимых привычек.

Как только стали закрываться кинотеатры, возник вопрос, что делать с большими релизами, намеченными на весну. Выпускать их в пустых оставшихся залах глупо, кинотеатральные сборы уже давно не являются единственным источником дохода студий, но половину прибыли все же приносят именно они. Новые «Бонд», «Форсаж», «Тихое место», «Чудо-женщина», «Мулан» и другие бронебойные блокбастеры были перенесены на неопределенный срок — вероятно, на осень. Радикальное решение приняла студия Universal, решив выпустить мультфильм «Тролли. Мировой тур» сразу в кино и на VOD (video-on-demand, или видео по требованию): в США его можно было скачать в день премьеры за 20 долларов и посмотреть дома. Шаг рискованный, но понятный: затраты на промокампанию были уже такими, что во второй раз потянуть их было бы трудно. А доходы от кинопроката «Троллей» во всем мире, по данным авторитетного ресурса Boxofficemojo.com, составили менее 2 млн долларов, так что деньги от американских семей тут были совсем не лишними.

Но дело в том, что шаг с «Троллями» был совсем не тривиальным, даже в каком-то смысле революционным. Тут надо пояснить. Во всем мире существуют специальные «окна» между выходом фильмов на разных платформах. Это позволяет релизам на каждой из них собрать максимум средств и выстроить правильную цепочку проката. Сначала кинотеатры, потом, через три месяца, когда на широком экране картину вытеснят новые «тайтлы» — VOD на платформах вроде iTunes, видеорелиз на Blu-Ray и других носителях. Далее, спустя какое-то время, иногда очень большое, фильм появляется на стримингах, где за него уже не надо платить отдельно, он доступен по обычной месячной подписке среди тысяч других наименований. А дальше уже можно отдать его на телевидение, там уже зрителю ничего за просмотр платить не надо. Нарушения этого закона приводили к очень серьезным конфликтам. Например, во Франции, где фильм может появиться на стримингах только через три года после кинопроката (в России «окна» гораздо меньше, это связано с пиратством), Каннский фестиваль попросту отказал стриминговой продукции в участии в программе. То есть «Ирландца» или «Рому» там премьеровать было невозможно. Разве что Netflix согласился бы выпустить его в национальных кинотеатрах, а потом выждать положенные три года. Или, к примеру, США. Там попытки сломать «окно» все время нарывались на бойкот кинотеатрами продукции студии.

И вот для такого шага неожиданно наступил хороший момент: как закрытые сети могли аргументировать свое недовольство? В целом — никак. А вслед за Universal другие компании, включая гиганта Disney, стали стремительно сокращать свои «окна». И спорить с ними уже некому: кинотеатры сейчас думают, как выжить при нескольких месяцах карантина, помочь им может только государство. Причем российских кинотеатров это тоже касается, соответствующие заявление уже отправлены во все органы власти, вплоть до премьер-министра, потому что без поддержки они просто разорятся за время простоя.

Но выживание кинотеатров в карантин и история с «окнами» — стороны одной медали.

Никто не знает, к чему приведет практика студий-мейджоров с досрочным выпуском фильмов онлайн. Возможно, все вернется к тому, как было раньше. Или большая часть фильмов будет выходить только онлайн, а кинотеатры останутся только для показов стопроцентных хитов-блокбастеров.

Может быть, отложенных релизов накопится столько, что, когда кончится карантин, прокат окажется переполнен и все фильмы от этого проиграют. Или публика настолько соскучится по этому типу досуга, с попкорном, газировкой и IMAX-экраном, что следующий год вообще будет самым прибыльным в истории кино... Пока неизвестно, сколько продлится карантин, любые прогнозы выглядят досужими домыслами. Поэтому все крупные дистрибуторы России воздерживаются от комментариев СМИ. Им нужно думать о том, как минимизировать потери.

Первый и главный выход для них — сосредоточиться на онлайн-прокате фильмов. Вряд ли это будет VOD: покупательная способность аудитории по всему миру падает, люди остались без работы, они берегут деньги на более важные вещи, им по-прежнему надо оплачивать счета, платить за доставку продуктов на дом и т.д. А если они за что-то и заплатят, то, скорее всего, это будет подписка на стриминги.

Сериалы спасают мир

Для стриминг-сервисов наступила, как может показаться, золотая эра. Прикованные к дому люди запоем смотрят сериалы и фильмы. Те, кто никогда ни на что не подписывался, теперь получили для этого повод, и странно было бы этим не воспользоваться. По всему миру стриминг-сервисы стали активно бороться за новых абонентов, снижая цены и предлагая большое количество эксклюзивного контента, часто собственного производства. Российские онлайн-платформы сбросили цены практически до нуля, «вербуя» зрителя и конкурируя с западными сервисами, особенно с Netflix. В марте и апреле все отечественные стриминг-сервисы предложили большой выбор доступных только у них новых сериалов, у пользователя даже может сложиться впечатление, что стоит подписаться на все сервисы сразу (бесплатно же!) и смотреть качественный контент на родном языке.

Лидер рынка Netflix пока удерживает первые позиции, но и у него есть поводы для волнений. Во-первых, ему наступают на пятки сильные соперники в виде стриминг-сервисов Disney, HBO, Hulu, Amazon... Во-вторых, не только в России существуют национальные стрим-платформы, хотя для Netflix это не так уж страшно: гигант активно привлекает местных производителей, и не исключено, что при росте российского рынка у абонентов Netflix появится и много российского контента, сериалов и фильмов, недоступных больше нигде. В-третьих, не только у крупных голливудских студий из-за пандемии заморожены съемки, у Netflix и других платформ произошло то же самое, проекты остановлены. Но Netflix потратила на это больше денег, чем другие, и ущерб от «заморозки» может сильно ударить по компании и отбросить ее назад. В общем, похоже, очень скоро расстановка сил на рынке будет другой, более гармоничной и без явных монополистов, хотя особое место там займет стриминг-сервис Disney+, принадлежащий самой крупной и успешной кинокомпании в мире. В Россию он до сих пор не пришел, но сейчас как раз самое время начать наступление. А в Китае в лидеры выбился сервис Youku, он тоже растет огромными темпами. Помните про отложенные блокбастеры под их Новый год? Так вот, по отчетам компании, среднее пользовательское время за день в эти праздники было рекордным за всю историю сервиса. И если в конце четвертого квартала 2019 года Youku уже докладывал о 60-процентом росте активности пользователей в сравнении с прошлым годом, то итоги этого квартала обязаны стать просто сногсшибательными — все благодаря карантину. Лишь бы интернет выдержал — пока Netflix обязали снизить качество изображения в Европе, потому что серверы рушатся от нагрузки.

Больше бесплатного сыра

У стриминг-сервисов во время карантина появился еще один неожиданный конкурент, пусть даже временный (хотя кто знает?). Театры и музеи всего мира, лишившись возможности функционировать в естественном режиме, стали переходить в виртуальный формат и активно продвигать его в Сети. Архивные спектакли и шоу в прямом эфире начали транслировать практически все ведущие площадки, включая Большой театр. Те спектакли, цена билетов на которые исчисляется десятками тысяч рублей, оказались вдруг доступными зрителю с любым кошельком, да еще и в суперкачестве. Музеи начали виртуальные экскурсии, иногда настолько глубокие, что после этого задумаешься, стоит ли идти на настоящие, чтобы толкаться с селфящимися туристами и мечтать передохнуть в буфете. Были, конечно, накладки: когда, к примеру, Третьяковка вывешивала четырехчасовые статичные ролики с одной отдельно взятой картиной, без возможности приближения или отдаления, и это вкупе со средней четкостью изображения.

Но чем дольше карантин, тем смелее и интереснее эксперименты с форматами. Эксклюзивность материала тут явно работает против стримингов, контент которых будет доступен и годы спустя.

Музыканты всего мира бросились давать домашние концерты онлайн, и эти «квартирники» оказались часто даже интереснее дорогих шоу. Такого тоже в другое время не увидишь, хотя, возможно, эта форма быстро приестся и уступит место интерактивным форматам в борьбе за аудиторию. Выбирая между концертом Элтона Джона в компании других поп-звезд и новым сериалом от НВО, публика, может статься, не сразу выберет фильм.

Постепенно переход на онлайн-режим начали кинофестивали. Это не новость. Венецианский кинофестиваль уже давно стал продавать онлайн-билеты на часть фильмов программы. Например, так можно было первыми в мире увидеть «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, который участвовал в конкурсе «Горизонты». Но если раньше это было дополнением к основному ивенту, то теперь онлайн-показ превратился в единственную возможность для международного кинофестиваля хоть как-то состояться. Сначала об уходе в онлайн-режим объявил датский CPH:DOX, потом — швейцарский МКФ в Ньоне Visions du Reel, а главный докфестиваль в мире IDFA предусмотрительно открыл бесплатный доступ к ряду фильмов прошлых лет: прощупывает почву, не иначе.

Каннский кинофестиваль отменен, все остальные — тоже. Берлинале был последним большим смотром, которому удалось пройти практически без всяких ограничений. Конечно, рассчитывать на то, что Канн или Торонто начнут показывать фильмы онлайн, не стоит: проблемы все в том же «окне», кинотеатры потом могут просто отказаться показывать эти картины. Но что если все пойдет по печальному для кинотеатров сценарию? Они ведь тогда так и так не покажут конкурсантов виртуальных фестивалей, потому что просто закроются. Стоит ли в таком случае копить фильмы, ведь в них вложены деньги инвесторов, которые хотят вернуть хотя бы часть средств? А фильмов каждый год, считая игровые, документальные и анимационные, делается десятки тысяч. В общем, если кинофестивали решат перейти в онлайн и найдут компромисс, то в дальнейшем вернуться к прежней модели будет трудно. Останутся только самые большие ивенты, тесно связанные с туризмом и индустриальными встречами. Хотя, кто знает, кинорынки тоже могут перестроиться на онлайн.

Назад в будущее

Сегодня интернет перенасыщен интересным и часто бесплатным новым контентом. Не очень понятно, к чему это приведет, но к хорошему быстро привыкаешь. Публику очень долго учили, что искусство — приятная роскошь, за которую нужно отстегивать приличную часть своего дохода. Поездка на фестиваль, поход в театр или на концерт, семейный просмотр в кинотеатре или даже подписка на крутой стриминг — это вещи статусные, на них и подкопить иногда имеет смысл. Коронавирусное противостояние сделало вдруг все это доступным, чтобы помочь людям справиться со стрессом. Вопрос в другом: захотят ли они возвращаться обратно к дорогому потреблению, особенно в условиях грандиозного экономического кризиса в результате пандемии?

Из сегодняшнего дня пока не очень понятно, на какие деньги будут осуществляться размороженные съемки не доделанных сейчас блокбастеров. Или, к примеру, на что будут снимать новые? Дотации? Режим жесткой экономии? Краудфандинг? Строгая селекция на потенциальную окупаемость?

Эксперты и кинокритики уже осторожно предполагают: возможно, стоит ждать новой «новой волны»? А кто-то даже кивает на Китай — вот кто подарит нам новые развлечения, ведь и выздоровеет он раньше других.

Впрочем, пока все это лишь предположения. В Китае, к примеру, буквально на днях вновь закрыли несколько сотен едва открывшихся кинотеатров — пока без всяких объяснений. Это стало неприятным сюрпризом для больших кинокомпаний Голливуда, которые уже успели разработать систему мер по возвращению зрителей в залы и подготовили переиздания больших релизов прошлого. А для нас это сигнал, что три месяца карантина — еще не предел: благо выбор новых фильмов и сериалов онлайн пока безграничен.

Александр Пасюгин

Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Информация, СМИ»

Декабрь 14, 2024 - 02:20

Маркетплейс туров «Аутлет Тревел» прислал в редакцию «ТурДома» пресс-релиз, подписанный гендиректором – Аскаровой Е. А. В компании, которую продвигает экс-глава «Капитал Тур» Инна Бельтюкова, считают искаженной информацию, появившуюся ранее в соцсетях и на сайте Ассоциации туроператоров (АТОР). 

 

Декабрь 11, 2024 - 06:41

Эмирейтс и Tourism Malaysia напоминают российским туристам об удобстве путешествий в Малайзию из России этой зимой для знакомства с этим самобытным мультикультурным государством.

 

Ноябрь 29, 2024 - 04:40

28 ноября в Доме журналиста (Невский пр., 70) подвели итоги  циклу публичных дискуссионных площадок по актуальным общественно-политическим темам в рамках экспертного медиапроекта «Дело молодых», а также кейс-чемпионата «Будущее Санкт-Петербурга» и названы команды-победители.

 

Ноябрь 26, 2024 - 12:25

Мария Туркина и Ольга Звагольская расскажут, что такое культурный код территории и как перезапустить пространство, кардинально изменив его функциональность.