Игорь Воеводский: экскурсионный Петербург неисчерпаем, как космос

Один из основоположников авторского жанра экскурсий и создатель компании, которая исторически занимается приемом туристов в Санкт-Петербурге, старательно избегал профессии историка и экскурсовода.

В рамках проекта «Просто Россия» Игорь Воеводский рассказал, как он все же оказался в турбизнесе, откуда в одном из самых изученных и исхоженных городов берутся новые темы для экскурсий и стоит ли идти в Эрмитаж самостоятельно.

– Вы не хотели быть экскурсоводом, но уже почти 30 лет показываете людям Санкт-Петербург. Как так вышло?

– Никогда не думал о профессии экскурсовода и тем более о создании собственной компании. Просто я родился в семье петербургских историков, много гулял по Петербургу с родителями, знал и любил город с ранних лет. Мечтал о карьере оперного исполнителя и пел в хоре. Получил профессию дирижера, руководил хором мальчиков. Попутно преподавал в школе мировую художественную культуру, а затем начал вести историю Петербурга. Скорее всего, это и стало точкой отсчета для моих экскурсий.

– Петербург кажется известным и понятным городом, сюда любят ездить самостоятельные туристы. Чем может помочь экскурсовод?

– Есть уголки, куда человек никогда не попадет, если его не привести за руку. Не без гордости могу сказать, что вырастил плеяду экскурсоводов, которые открывают туристам совершенно новые места. Так, например, появился цикл из девяти прекрасных экскурсий по модерну. Маршрут – от картины Петрова-Водкина «Богоматерь Умиление злых сердец» к доходному дому автомобильного магната, от таинственного особняка великой балерины к дому Иды Лидваль, от сказочного ансамбля Австрийской площади к дому Цветочного короля, от изысканного особняка Чаева к «средневековому замку» Розенштейна – Белогруда.

Любимый петербуржцами «Дом с башнями» на перекрестке главных магистралей Петроградской стороны похож на старинный английский замок, а за ним расположился целый квартал эпохи модерна с удивительным «домом-складнем». Маршрут сопровождается историей творцов модерна, владельцев удивительных особняков и доходных домов. Существует экскурсия «Необычный Ораниенбаум» по Ломоносову и «Таинственный ВО» по Васильевскому острову.

Есть экскурсия «Старая Гатчина. Дома и люди», где речь идет не о Павле I, даже не о парке и дворце, а об удивительных жителях Гатчины и необычном стечении обстоятельств. Мест, которые не найти или сложно понять без экскурсовода, очень много. Я могу встать на седьмой линии Васильевского острова у одного дома и больше часа рассказывать захватывающую дух историю литературной дуэли и литературной мистификации.

– Как вы находите темы для новых авторских экскурсий?

– Много лет назад я решил признаться в любви своей будущей жене и ко Дню святого Валентина придумал экскурсию «Этюды о любви». В Петербурге за всю его историю разыгралось столько любовных драм и столько историй со счастливым концом, было заключено столько браков по любви и по расчету, что их с избытком хватило бы на тысячу экскурсий. Я рассказываю о пылких влюбленных, о долгих разводах, о балеринах-содержанках и балеринах, выкупающих возлюбленных из тюрьмы.

Вообще экскурсии рождаются в первую очередь из интереса автора к теме. Чаще всего это происходит, когда автор очень хочет рассказать о чем-то, чего не знают другие. К примеру, вдоль Невского проспекта расположились церкви разных христианских конфессий, вокруг которых выросли целые иностранные кварталы. На храм можно смотреть, как на портрет эпохи, в котором отразились художественные, культурные, религиозные и политические веяния своего времени. Объекты одной из наших авторских экскурсий расположены хронологически от XVIII к концу XIX века, что позволяет выстроить повествование от эпохи Екатерины II к эпохе Александра III. Рассказ начинается во дворе Армянской церкви Св. Екатерины, а завершается у храма Спаса-на-Крови, охватывая восемь соборов.

– А как лучше ходить по Эрмитажу, чтобы посещение было вдохновляющим, а не утомительным, с экскурсоводом или самостоятельно?

– По Эрмитажу нужно ходить с экскурсоводом и не один раз, особенно теперь, когда часть коллекции перенесена в здание Главного штаба в восточном крыле музейного комплекса. Каждый человек должен получить шанс насладиться бесценными произведениями искусства, чтобы потом что-то почитать, углубиться в тему. В Эрмитаже каждый может найти что-то для себя, и начать нужно именно с экскурсии.

Те, кто работает в туризме, должны понимать, что турист – это не усредненный персонаж с определенным набором потребностей. Насколько я понимаю, именно на это делает ставку Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга. У нас появились интересные сайты, прошел конкурс «Туристическая витрина Санкт-Петербурга», о городе стали писать живо и интересно.

– Как часто возвращаются ваши туристы?

– Некоторые приезжают в Петербург по много раз – в наш город можно возвращаться всю жизнь. Есть огромное количество туристов, которые понимают, что здесь они могут каждый раз увидеть что-то новое. А еще каждый человек получает удовольствие, когда возвращается в знакомое ему место, где он когда-то испытал восторг. Поэтому туризм – это не только про новое, но и про хорошо знакомые места.

Примерно 80% нашей аудитории составляют петербуржцы, у нас есть, наверное, 2 тысячи постоянных экскурсантов в городе. Москвичи и жители других городов находят нас в интернете. К примеру, есть семья из Москвы, которая целенаправленно приезжает в Петербург уже два года, чтобы со мной посетить музеи. И ни разу за это время не возникло разговоров о каких-то других развлечениях.

– Как сейчас меняется Санкт-Петербург? Какие места вы сами любите посещать?

– В городе появились новые маршруты и точки притяжения, но нужно помнить, что все мы разные. 30-40-летние тянутся в «Севкабельпорт», в культурный квартал «Брусницын» и к другим общественным пространствам, обожают фуд-корты и готовы с другого конца города приехать позавтракать или поужинать в Андреевском рынке. Люди солидного возраста предпочитают более камерные пространства.

Лично я с огромным удовольствием заново открыл для себя Шереметевский дворец. За последние годы он изменился до неузнаваемости. Здесь созданы великолепные современные витрины, которые не только показывают музыкальные инструменты, но и позволяют услышать их в записи, например, не просто скрипку, а ту самую скрипку Франческо Страдивари, которая представлена. Современные экспозиции размещаются в великолепно отреставрированных парадных залах, обязательно нужно приехать и посмотреть выставку «Казанова-Дягилев». Это не просто выставка, а спектакль!

– Готовится ли Петербург к Новому году?

– Конечно. Актеры, художники, авторы декоративно-прикладного искусства готовятся, наверняка будет множество выставок. Многие интересные художники создают свои вертепы и рождественские композиции. Многие частные галереи хотят привлечь зрителей арт-объектами и выставками. Открылось очень много галерей, которые не успевают посещать даже петербуржцы. А мы обычно готовим приключение под названием «Рождественская эклектика. Экскурсия с сюрпризом».

Наталья Рудакова, специально для RATA-news
Фото Сергея Богомяко

Фото Сергея Богомяко/Rata-news

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Экскурсии»

Июнь 18, 2024 - 19:52

Ленинградская школа экскурсоводов всегда была одной из самых сильных в стране. Славные традиции прошлого продолжаются и в наше время: петербуржцы лидируют в России по количеству аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков.

 

Май 10, 2024 - 17:34

 Восьмого и девятого мая прошла экскурсионная программа «Гатчинский парк. Возрождение»

 

Апрель 26, 2024 - 11:23

Музей политической истории России приглашает вас в субботу, 27 апреля в 12:00, на  новую  экскурсиюи — «От особняка к крепости», которая начнется с момента полуденного выстрела пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

 

Апрель 18, 2024 - 03:39

Петроградский районный суд г. Санкт-Петербурга огласил приговор в отношении Антона Дорожкина, признанного виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 - ч.3 ст.159 УК РФ.