В Общественной палате 31 марта обсудили законопроект о туристической деятельности и его подготовку ко второму чтению в Госдуме. Сенсаций от этого рабочего, если не сказать протокольного мероприятия, не ждали. Тем не менее по результатам на рынке сложилась конфликтная ситуация, которая может иметь последствия.
Поначалу дискуссия в Общественной палате развивалась планово. Ее участники, среди которых были представители Госдумы, руководство Ростуризма, общественных организаций, констатировали, что законопроект в текущей редакции нуждается в доработке. Так, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе отметила, что закон писался еще до падения курса рубля и перемен на финансовых и других рынках. Как результат, пересмотра требуют все статьи, касающегося финансовой ответственности туроператоров.
Внимание наблюдателей привлекла та часть мероприятия, в которой обсуждали ответственность турагентств. Дмитрий Давыденко, председатель региональной общественной организации «Клуб защиты прав туристов», предложил внести в законопроект положение о саморегулировании турагентской деятельности. А президент АТА (Альянс туристических агентств) Андрей Гаврилов эту идею поддержал. «Сообщество агентов против саморегулирования не возражает», – цитирует его слова «Интерфакс».
Справедливости ради стоит отметить, что в Общественной палате прозвучали и аргументы против СРО. «Не стоит заменять работу над законопроектом концептуальными рассуждениями», – сообщил TourDom.ru вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. По его словам, механизмов контроля в туризме действительно не хватает, но лучше совершенствовать уже имеющиеся, чем внедрять новые: «Если вы предлагаете СРО, ну так подготовьте конкретные предложения помимо концепции, привлеките экспертов, согласуйте с правительством. Нельзя просто взять и перенести СРО на такую рискованную тему, как туризм».
Напомним, что идея членства в СРО как обязательного условия работы на розничном рынке неоднократно подвергалась критике со стороны экспертов и руководителей агентств. Поэтому заявление Андрея Гаврилова, позиционирующего себя как представителя интересов розницы, вызвало недоумение, в том числе среди участников самой АТА. По их словам, предложения в области саморегулирования действительно обсуждались на заседаниях ассоциации, однако единого решения – поддерживать или не поддерживать СРО – так и не приняли. «Я эту идею не разделяю. Надо регулировать рынок, ставить барьеры, но не с помощью СРО. Правильнее использовать менее обременяющие инструменты. Например, создание реестра турагентств», – сообщил корреспонденту TourDom.ru Сергей Агафонов.
Леонид Черкасский, представитель сети «Горячие туры. Северо-Запад» обратил внимание на то, что в его регионе агентства уже имеют возможность вступать в СРО на добровольной основе. «За два года существования АТА у Андрея Гаврилова тоже была возможность превратить ассоциацию в СРО и на деле доказать состоятельность схемы. Но этого не произошло». По его словам, агентский рынок не готов к внедрению обязательных СРО, так как такой подход увеличивает финансовую нагрузку на участников, а проект, который продвигает Андрей Гаврилов, вызывает сомнения. На законодательном уровне предлагается закрепить положение о том, что в СРО должно быть минимум 1000 компаний. «Как их контролировать без филиальной сети в регионах?» – задается вопросом Леонид Черкасский.
«В тех отраслях, где есть обязательные СРО, членство в саморегулируемых организациях фактически покупается и продается, стандарты на деле оборачиваются профанацией», – добавила Нелли Шатова, исполнительный директор УК сети ТБГ.
Обострившиеся противоречия в АТА могут привести к серьезным последствиям для самой организации, президент которой, выступая от имени всего розничного рынка, оказывается, не согласовывает свою позицию даже с членами правления. Выльется ли протест части «брендовых учредителей АТА», а именно МГП, ТБГ и «Горячие туры», в какие-то конкретные действия или официальные заявления, пока неизвестно. Но, по данным редакции, руководители этих объединений уже собирались на обсуждение своих дальнейших шагов.