Иматра тянется к Петербургу

Власти обсуждают развитие железнодорожного погранпункта с Финляндией.

Как стало известно “Ъ”, российско-финские власти обсуждают развитие железнодорожного пункта пропуска в Светогорске с целью перенаправить грузопоток со станции Бусловская и освободить пути для «Аллегро». В рамках этого проекта, помимо прочего, рассматривается возобновление движения пассажирских поездов Петербург — Светогорск — Иматра, прекращенное еще в дореволюционное время.

Финский региональный союз Южной Карелии (заказчик проекта исследования), исполнитель исследования (консорциум финских компаний и субподрядчик с российской стороны — ГК "Транспортная интеграция"), представители РЖД и администрации Светогорска провели совещание по поводу развития железнодорожного пункта пропуска "Светогорск" и железнодорожных подходов к нему, сообщила пресс-служба Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти.

К апрелю в Дирекции ожидают получить результаты исследования с прогнозом пассажиро- и грузопотоков для обоснования проекта. Как заявил вчера в разговоре с корреспондентом "Ъ" представитель Союза Южной Карелии Стефан Мюнттинен, рассматривается финансирование проекта со стороны ЕС. По словам двух источников "Ъ", участвовавших в совещании, инвестором может также выступить финская сторона, заинтересованная в транзите грузов в Китай и российском экспорте. В федеральной целевой программе "Государственная граница Российской Федерации" финансирование строительства и реконструкции пункта пропуска в Светогорске до 2021 года не предусмотрено.

По словам первого вице-президента ГК "Транспортная интеграция" Светланы Воронцовой, в наращивании грузового потока через погранпункт в Светогорске заинтересованы финские компании. "Увеличивается количество заказов финских компаний на поставку российского экспорта, компании заключают новые контракты на 2019 год",— говорит она, приводя в пример выигранный Первой  грузовой компанией (ПГК) тендер на перевозку никелевого штейна производства Кольской горно-металлургической компании (входит в "Норникель") в Финляндию.

"Конечная цель для нас — улучшение конкурентоспособности железных дорог для международной логистики и туризма через развитие международного железнодорожного пункта пропуска в Светогорске. На данном этапе мы собираем сведения для принятия дальнейших решений, включая статистические данные по объему грузовых потоков и пассажиров и требования законодательства РФ по обустройству",— говорит господин Мюнттинен, подчеркивая, что финансирование исследования предусмотрено программой Northern Growth Zone, муниципалитетом Иматры, финским агентством транспортной инфраструктуры и рядом других финских источников. Он подтверждает, что финская сторона заинтересована в развитии транзитных грузоперевозок и увеличении российского экспорта.

Интерес российской стороны, считают консультанты проекта, оправдан увеличением экспорта. Кроме этого, добавляет глава светогорского городского поселения Сергей Давыдов, сейчас, чтобы добраться из Светогорска в Петербург, приходится пользоваться автотранспортом до Выборга, а там пересаживаться на "Ласточку" до Петербурга. Прямое пассажирское сообщение между Петербургом и Светогорском, убежден господин Давыдов, повышает туристический потенциал региона. Регулярная электричка до Иматры может повлиять на бизнес регулярных и нелицензированных автоперевозчиков, которые обслуживают большую часть пассажиропотока на границе. По словам гендиректора российского подразделения Lux Express Group Райта Реммеля, потенциал наземных пассажирских перевозок между Петербургом и Финляндией высокий: в 2017 году границу пересекли 7,5 млн туристов, из них 80% — это россияне. Он отмечает, что выиграть в этой ситуации могут как РЖД, так и автоперевозчики. Например, Lux Express конкурирует с "Аллегро" на направлении Петербург — Хельсинки.

По словам заместителя директора петербургского филиала ФГКУ "Росгранстрой" Дмитрия Ваньчкова, через погранпункт в Светогорске проходит до 10 тыс. тонн грузов в сутки, это четыре пары поездов в день, при максимальной пропускной способности инфраструктуры — девять пар поездов в сутки, продолжает он. Номенклатура товаров — лес, пиломатериалы, металл, битум.

Представители РЖД в ходе совещания подтвердили планы по электрификации ветки до Светогорска (26 км) и реконструкции линии (возможно создание двухпутной железной дороги), а также по строительству путепроводов, если это будет оправдано грузопотоком, говорят двое участников совещания. В РЖД на запрос "Ъ" не ответили. Госпожа Воронцова напоминает, что РЖД были готовы входить в проект порта Бронка при достижении показателя грузопотока в 5 млн тонн в год. Грузопоток через четыре железнодорожных погранперехода с Финляндией составляет 15,8 млн тонн в год (+7,4 % к уровню 2016 года), большую часть грузов обслуживает станция Бусловская. При этом Светогорск обрабатывает 2,5-3 млн тонн грузов, говорят консультанты проекта. Светлана Воронцова добавляет, что перераспределение грузопотоков со станции Бусловская на Светогорск освободит пути для поездов "Аллегро".

По территории Ленобласти проходят международные транспортные коридоры Север — Юг, Запад — Восток, Европа — Западный Китай, на которых концентрируются мощные грузопотоки экспортных, импортных и транзитных грузов, считают в ГК "Транспортная интеграция". Из России в Финляндию экспортируют руду, лесные и нефтяные грузы, удобрения и черные металлы. Импортируют — бумагу, машиностроительную продукцию, электрооборудование, транспортные средства, кофе и чай.

Яна Войцеховская

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Другие новости по теме «Транспорт»

Апрель 23, 2019 - 09:47

До 29 сентября текущего года госкомпания «Автодор» должна сдать в эксплуатацию платную скоростную трассу М11 Москва— Петербург. Об этом заявил первый заместитель министра транспорта России Иннокентий Алафинов на вчерашнем заседании комиссии Совета федерации по осуществлению контроля за реализацией плана расширения магистральной инфраструктуры.

 

Апрель 23, 2019 - 09:35

Спрос на туристические поездки по российским железным дорогам в 2019 году вырастет на 15-20% за счет новых маршрутов и расширения продаж на новых зарубежных рынках, в том числе японском. Такой прогноз высказала в понедельник заместитель гендиректора "РЖД Тур" Наталья Артамонова на встрече с участниками экспертного информационного тура, организованного ООО "РЖД Тур" в рамках мероприятий Перекрестного года России и Японии.

 

Апрель 22, 2019 - 13:07

Управляющая компания аэропорта Пулково «Воздушные Ворота Северной Столицы» поздравляет ветеранов Великой Отечественной войны и всех пассажиров Пулково с 74-ой годовщиной Победы!

 

Апрель 22, 2019 - 12:39

ОАО «РЖД» продлевает маршрут курсирования поезда «Ласточка» в направлении Санкт-Петербург – Сортавала до станции Суоярви на майские праздники.