Широкий резонанс, причем не только в отраслевой прессе, получили поправки в закон «Об основах турдеятельности», внесенные в Госдуму 16 мая. Помимо вопроса о фингарантиях, живейший интерес вызвало положение об обязательной работе турагентств по принципу «от имени и по поручению ТО». Идея не нова и давно обсуждается. Причем мнения представителями как агентств, так и операторов высказываются противоположные. Аргументы pro: «обеление» рынка, удар по необоснованным скидкам, защита от «беспредела» ТО, в том числе в части драконовских штрафов за аннуляции. Аргументы contra: махровым цветом расцветет субагентство, которое и будет делать ставку на скидки, новым ТА станет проблематично выйти на рынок – ТО придется очень пристально выбирать партнеров, ведь за чужие «косяки» отвечать им. Кроме того, туроператор вполне может потребовать фингарантий в виде депозитов, что не облегчит жизнь агентам. Первый вице-президент АТОР Владимир Канторович вообще считает, что принцип «от имени и по поручению» – прямой путь к монополизации рынка, массовому уходу с него ТА, в том числе добросовестных, что неминуемо скажется на ценах турпродукта. Взамен г-н Канторович предлагает создание СРО в туристической рознице и введение для ее субъектов института фингарантий по примеру туроператорской ответственности. Более взвешенную позицию демонстрирует РСТ. Его вице-президент Юрий Барзыкин отметил, что нынешние поправки вполне конструктивны и являют собой значительный шаг навстречу интересам отрасли. Правда, и он предсказывает – в случае принятия поправок – некоторое сокращение турагентского рынка, что, конечно же, потребителям, да и туроператорам пользы не принесет. Хотя эксперт отмечает, что при комплексном решении проблемы система вполне жизнеспособна, более того, ее уже с успехом применяет ряд ТО. «Для того чтобы она заработала в законодательно закрепленных рамках, необходимо решить ряд других вопросов, – считает г-н Барзыкин. – Прежде всего, внедрить единую электронную систему реализации турпродукта, создать механизм, позволяющий избежать двойного налогообложения (такой риск реально существует), запретить субагентскую деятельность в туристической рознице (скорее всего, это произойдет) и, наконец, оформить региональные реестры ТА». Впрочем, эксперт не исключил, что поправка «от имени и по поручению» – отнюдь не панацея от ухода с рынка «серых» агентств, которые найдут способ существования в новых условиях.